ШАГИ/STEPS 2021, т. 7, № 1
«In taberna quando sumus» как parodia sacra
Н. М. Долгорукова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, Москва)
К. В. Бабенко
DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-1-199-210
Keywords: таверна, пародия, parodia sacra, ваганты, голиарды, Carmina Burana, латинская литература, застольные песни, Бахтин
Abstract: Статья посвящена анализу песни «In taberna quando sumus» из латинско-немецкой рукописи начала XIII в. «Carmina Burana». Текст повествует о происходящем в таверне и содержит множество элементов, характерных для так называемой parodia sacra («священной пародии»): перифразы и прямые цитаты из Библии и других важных для Католической церкви текстов (например, Римского миссала), помещенные в контекст трактирного застолья, переосмысление христианской символики и обрядов (молитвы превращаются в тосты и т. д.), общая формульность текста. Все эти элементы, вкупе с традиционным мотивом memento mori, позволяют отнести рассматриваемое стихотворение к характерной для зрелого Средневековья пародийной латинской литературе, возникшей как реакция на «официальную», по выражению М. М. Бахтина, иерархичную культуру Средних веков.
Благодарности: Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 г.
To cite this article: Долгорукова Н. М., Бабенко К. В. «In taberna quando sumus» как parodia sacra // Шаги/Steps. Т. 7. № 1. 2021. С. 199–210. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-1-199-210.