ШАГИ/STEPS 2022, т. 8, № 1
Стратегия деконструкции и поиск жизненных ориентиров в фильме «Обход» (1971)
М. Р. Торбург
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
С. В. Добронравов
Московский гуманитарно-экономический университет (Россия, Москва)
DOI: 10.22394/2412-9410-2022-8-1-190-199
Ключевые слова: стратегия деконструкции, плюрализм, релятивизм, жизненные ориентиры, экзотические культуры, синхроническое рассмотрение, делигитимация классической культуры, критика рационализма
Аннотация: Целью статьи является исследование своеобразия воплощения стратегии деконструкции в фильме «Обход» (1971), снятом британским режиссером и оператором Николасом Роугом. Создатели фильма следуют постмодернистским концепциям отрицания тождества в качестве предметного и смыслового постоянства, децентрации субъекта, отказа от логоцентризма, фоноцентризма, фаллоцентризма, подвергают критике рационализм как способ познания действительности. Через деконструкцию ритуалов и ценностей, лежащих в основании социальных практик как представителей индустриальной цивилизации, так и первобытного общества, авторы фильма показывают тотальную несвободу человека. Авторы статьи приходят к выводу, что создатели фильма, пользуясь преимуществами рационалистического подхода и высокоразвитой техники, без которых невозможно создание высококачественного кино, способствуют пониманию проблем современной им культуры, а выходя за пределы стратегии деконструкции, настраивают зрителей на определенные жизненные ориентиры, в основе которых синтез первобытной солидарности и технических достижений цивилизации.
Для цитирования: Торбург М. Р., Добронравов С. В. Стратегия деконструкции и поиск жизненных ориентиров в фильме «Обход» (1971) // Шаги/Steps. Т. 8. № 1. 2022. С. 190–199. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-190-199.