ШАГИ/STEPS 2022, т. 8, № 1
От места к территории: заметки о французском ландшафте театральных форм in situ
А. Мутон-Реззук
Университет Новая Сорбонна (Франция, Париж)
DOI: 10.22394/2412-9410-2022-8-1-10-26
Ключевые слова: in situ, сайт-специфический театр, hors les murs, коллектив In Vitro, Жоржетта Леблан, Андре Энгель, французский театр
Аннотация: Термин in situ относится к очень разнородным художественным и профессиональным практикам, мало изученным во французской академической среде: от создания сайт-специфических спектаклей до показа постановок, созданных на сцене театра, в школе или на городской площади. Это понятие смежно с другим — hors les murs («вне стен»), использующимся для обозначения «уличных искусств» или «спектаклей в публичном пространстве», имеющих свои отраслевые особенности и задачи. Оно также связано с исторически сложившимися миссиями культурных учреждений во Франции. В данной статье предлагается анализ формирования и структуры эстетического и профессионального ландшафта театра in situ во Франции, а также рассматриваются связанные с ним теоретические трудности. Театр in situ анализируется в аспекте теории «градов» из прагматической социологии. Рассмотренный теоретический, критический и драматургический материал позволяет выявить напряжение между эстетическими экспериментами и социально-политическими задачами территориальных театральных практик, начиная с рубежа XIX и XX вв., — от «Макбета», поставленного Жоржеттой Леблан в бывшем аббатстве Сен-Вандриль, и Народного театра в Бюссане — через поворот 1970–1980-х годов вплоть до наших дней, на примере двух проектов in situ коллектива «In Vitro».
Благодарности: Статья переведена при поддержке Центра франко-российских исследований в Москве (ЦФРИ).
Для цитирования: Мутон-Реззук А. От места к территории: заметки о французском ландшафте театральных форм in situ / Пер. с фр. Е. И. Гордиенко // Шаги/Steps. Т. 8. № 1. 2022. С. 10–26. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-10-26.