ШАГИ/STEPS 2021, т. 7, № 2
К. В. Чистов и Б. Н. Путилов о теории фольклора
А. А. Панченко
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, (Россия, Санкт-Петербург), Европейский университет в Санкт-Петербурге (Россия, Санкт-Петербург)
DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-2-53-69
Ключевые слова: К. В. Чистов, Б. Н. Путилов, теория фольклора, традиция, эссенциализм, критическая рефлексия
Аннотация: Статья посвящена вопросам теории фольклора в трудах К. В. Чистова и Б. Н. Путилова — крупнейших российских фольклористов второй половины XX в. В конце этого столетия фольклористика в качестве самостоятельной дисциплины пережила глобальный кризис. Теоретическая маргинализация дисциплины, колебавшейся между филологией, антропологией и историей искусства, привела к тому, что ее методы преимущественно ограничивались сугубо эмпирическими задачами и «запаздывали» относительно остальных гуманитарных и социальных наук. Эссенциалистское понимание фольклора как обособленной и самодостаточной «сверхорганической системы», обладающей собственными законами, жанровой структурой и т. д., существенно затруднило методологическое развитие фольклористики. Преодоление этого эссенциализма происходило по-разному в различных странах. В позднем СССР и постсоветской России оно осложнялось не только политическими запретами, но и особенностями концептуального языка поздней советской науки. Чистов и Путилов, пытавшиеся примирить догматический эссенциализм с более современными критическими дебатами, столкнулись в этом контексте с серьезными методологическими противоречиями. Вместе с тем их работы, написанные в 1970–1990-е годы, во многом способствовали развитию теоретической рефлексии в российской фольклористике.
Для цитирования: Панченко А. А. К. В. Чистов и Б. Н. Путилов о теории фольклора // Шаги/Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 53–69. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-53-69.