ШАГИ/STEPS 2019, т. 5, № 4
HeterotRopical Arts Lab
D. Lavrennikova
Institute of the Arts Barcelona (Spain, Barcelona)
DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-202-215
Ключевые слова: художественная лаборатория, телесность, субъективность, исследования движения, исследование-творчество
Аннотация: В статье анализируется новая область «исследования-творчества», находящаяся на пересечении ряда дисциплин между искусствоведением и другими гуманитарными науками. Автор рассматривает художественную лабораторию как развивающийся концепт, как формат, как пространство и как рабочую зону, связанную с междисциплинарным художественным, микрополитическим и социальным экспериментированием. В рамках определенного времени и пространства группа-лаборатория занимается философией в действии, выходя за пределы дуалистических и дихотомических парадигм в отношении как тела, так и мышления, языка, знания и культуры. В статье предлагается теоретическое обоснование проблемы на материале конкретного кейса. Танец, перформанс и физический театр (движение) анализируются как инструменты активизации коллективных практик. Цель исследования — активировать поле, в котором субъективность и материальность воспроизводятся в их особенностях во время творческого процесса. Художественные лаборатории являются частью более масштабного феномена современного мира искусства, в рамках которого экспериментальные художественные языки взаимодействуют в разного рода коллективных практиках. Эти тенденции резонируют с расширяющимися понятиями (со)авторства, взаимозависимости, политики восприятия и зрительности, которые служат развитию творческого участия уже не просто пассивного зрителя (как это было в традиционном театре), а нового главного героя-участника.
Для цитирования: Lavrennikova D. HeterotRopical Arts Lab // Шаги/Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 202–215. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-202-215.