ШАГИ/STEPS 2019, т. 5, № 4
Загадки «Квартиры» (к вопросу о методологии театроведческого исследования)
А. О. Дунаева
Российский государственный институт сценических искусств (Россия, Санкт-Петербург)
DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-172-185
Ключевые слова: Клиффорд Гирц, «насыщенное описание», проект «Квартира», социальный театр, Ленинградская театроведческая школа
Аннотация: Автор размышляет о потенциале и стратегиях применения антропологической оптики (а именно — концепции «насыщенного описания» Клиффорда Гирца) для анализа театрального проекта «Квартира» в Санкт-Петербурге. Проект сочетает иммерсивную и сайт-специфическую составляющие. Помимо художественных этот долгосрочный проект — театральная лаборатория — имеет абилитационные задачи: среди его участников люди с особыми потребностями (РАС и синдром Дауна).
В статье предлагается рассматривать процессы «Квартиры» как систему ритуалов, свойственных данному дискурсу. Высказывается предположение о том, что антропологический подход Гирца возможно применить и при анализе классического спектакля. Это делает проблемным противопоставление «спектакля» и «процесса», принятого в санкт-петербургской театроведческой школе, к которой принадлежит автор.
В приложении к статье приводится проба письма о «Квартире», которая дает некоторое представление об этом кейсе.
Благодарности. Статья подготовлена в рамках работы над темой «Производство речевой коммуникации внутри спектакля как предмет исследования этого спектакля», которая ведется при поддержке Фонда Михаила Прохорова (Карамзинские стипендии — 2019).
Для цитирования: Дунаева А. О. Загадки «Квартиры» (к вопросу о методологии театроведческого исследования) // Шаги/Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 172–185. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-172-185.