ШАГИ/STEPS 2023, т. 9, № 2
Драконций как пропагандист и историк: дидактический смысл римской истории в «Хвале Господу»
И. М. Никольский
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, Москва), Институт всеобщей истории РАН (Россия, Москва)
DOI: 10.22394/2412-9410-2023-9-2-57-67
Ключевые слова: вандалы, поздняя античность, Драконций, Карфаген, христианство, язычество
Аннотация: В статье предлагается новая интерпретация третьей книги богословской поэмы «Хвала Господу» (De Laudibus Dei) позднеантичного поэта из Карфагена Блоссия Эмилия Драконция. Обычно исследователи понимают ее как антиязыческий манифест. Однако сравнительный анализ с другими произведениями этого автора, среди которых мифологические поэмы «Похищение Елены», «Трагедия Ореста», «Медея», а также написанное в тюрьме в качестве стихотворной просьбы о помиловании «Искупление», показывает, что основной конфликт в этой части поэмы был далек от проблемы христианско-языческого противостояния, ее текст имел совершенно иную дидактическую окраску, вполне конкретные политические цели и конкретных адресатов. Выводы статьи позволяют пролить свет на взаимоотношения «интеллектуальной» римской и «силовой» вандальской группами элит в северной Африке рубежа V и VI вв.
Для цитирования: Никольский И. М. Драконций как пропагандист и историк: дидактический смысл римской истории в «Хвале Господу»// Шаги/Steps. Т. 9. № 2. 2023. С. 57–67. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-57-67.