ШАГИ/STEPS 2022, т. 8, № 3
Тираническая власть епископа и социальное пространство: казус Мериды конца VI в.
М. Ю. Биркин
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Россия, Москва)
DOI: 10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167
Ключевые слова: епископ, тиран, сакральное, риторическая традиция, Леовигильд, Масона, Толедское королевство вестготов, поздняя античность, раннее Средневековье
Аннотация: В статье рассматриваются фигуры дурного епископа и тирана в «Житиях отцов Меридских». Показана взаимосвязь фигур короля и епископа, с одной стороны, и тирана и плохого епископа, с другой. «Тираническая» риторика указывает на связь дурного епископа с демоническими силами, его принципиальную чуждость христианскому сообществу как члена corpus Antichristi, в силу чего он разрушает вверенное ему сообщество (ciuitas), которое потому страдает от общественных беспорядков, голода и мора. В свою очередь, ciuitas понимается как сакрализированное социальное пространство, организованное в соответствии с идеальным божественным порядком. Поэтому любое действие по ее профанации являлось актом тирании. Истинный епископ задавал единство всех элементов христианской общины, согласие и благополучие в которой зависели от поддержания порядка сакрального. Ключевыми составляющими таким образом понятого ciuitas были храмы и реликвии, связь которых обеспечивал епископ. Попытки захвата этих объектов и нападки на главу общины предстают в «Житиях отцов Меридских» как главные тиранические действия именно потому, что они нарушали функционирование сакрального пространства ciuitas.
Благодарности: Статья подготовлена в рамках проекта «Парадигма христианского священства и ее трансформации в истории и современности» Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Для цитирования: Биркин М. Ю. Тираническая власть епископа и социальное пространство: казус Мериды конца VI в. // Шаги/Steps. Т. 8. № 3. 2022. С. 137–167. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167.