logo
logo
EN
RU
logo
 

События

 

25 мая (чт)
Открытая лекция
Лаб. античной культуры
Кафедра всеобщей истории

Мусульмане глазами христиан: Пророк ислама в кастильской средневековой хронике

О. В. Ауров, к.и.н., доц., в.н.с. прочел открытую лекцию для студентов РГГУ, членов Студенческого научного общества «Другое Средневековье», а также для всех интересующихся историей культурных контактов Запада и Востока в Средние века.


Тема лекции была связана с представлениями христиан (главным образом – образованных элит Кастилии и Леона) об исламском мире в период сосуществования христианских и мусульманских политий в средневековой Испании (начало VIII – конец XV вв.). Непосредственно речь шла об образе пророка Мухаммада (571-632) в кастильской хронике «История Испании» (Estoria de Espanna), составленной под руководством короля Альфонсо Х Мудрого (1252-1284) в 1270-х гг. В лекции было показано, что, несмотря на явно тенденциозное изложение биографии Пророка ислама в тексте этого памятника кастильской историографии, при составлении жизнеописания Мухаммада хронисты проявили глубокое знание социальных, политических и культурных реалий жизни исламского мира вообще и мусульманской Испании – в частности. Информация об этом сюжете была почерпнута из широкого круга источников – как латинских, так и непосредственно арабских, включая «Сиру Ибн Исхака и Ибн Хишама» – официальную биографию Пророка, являющуюся частью Сунны (мусульманского предания).



Помимо «Сиры», хронистам было хорошо известно также содержание самого Корана (возможно, полученное из латинского перевода смыслов Священной Книги, составленного в начале XIII в. Маркосом, каноником Толедского собора), а также хадисов (в частности, входивших в наиболее авторитетный в исламской среде сборник аль-Бухари). Главным же источником стала латинская «История арабов», написанная Родриго Хименесом де Рада (ок. 1170-1247), архиепископом Толедо, на основе широкого круга арабских и латинских источников.



Большое внимание было уделено также общей характеристике цветущей и богатой мусульманской Испании (аль-Андалуса), ее больших благоустроенных городов, огромных библиотек и изысканного образа жизни андалусийских культурных элит. Христианские современники (особенно – их наиболее образованная часть) отдавали всему этому должное и достаточно адекватно отражали его в своих текстах, что, разумеется, не отменяло религиозной вражды сторон. В конце лекции слушатели смогли задать вопросы и принять участие в обсуждении услышанного.