В докладе будут рассмотрены варианты локальных сообществ, складывающиеся в рамках одного села Нижнегорского района Крыма. Особое внимание будет уделено соседским отношениям, концептуализирующимся через коллективную и семейную память, а также опыту миграции, часто вынужденной, приведшей к соседству на одной улице семей из Поволжья, Воронежской, Тамбовской и Ровенской областей, Узбекистана и Абхазии.
Многие семьи в исследованном селе оказалась в Крыму в результате миграции в советское время (чаще всего – по программе переселения работников совхозов), помимо этого, часть семей обладают травматическим опытом депортации, коснувшейся многих народов Крыма (крымских немцев, крымских татар, болгар, греков и армян). В результате этих сложных переселенческих процессов и тяжелых последствий советской миграционной политики, села этого района Крыма представляют собой пеструю мозаику из разных идентичностей, языков и традиций, носители которых часто обладают сравнительно недолгим опытом жизни в конкретном селе. В течение жизни примерно двух поколений на новом месте складываются интересные формы мета-национальных традиций, общих фольклорных текстов, коллективных обычаев встречи праздников. Формируются практики коллективного решения бытовых вопросов (в первую очередь связанные с ирригацией). С другой стороны, в это же время происходит разделение людей на внутренние сообщества села: люди, соотносящие себя с тем или иным культурным основанием (государством, языком, религией, историческими представлениями), противопоставляют себя соседям, солидаризирующимся вокруг других культурных ядер.
Формы подобной солидаризации и дифференциации будут рассмотрены в докладе.