«Монстрация» – ежегодное первомайское шествие с абсурдными плакатами, организованное художником Артемом Лоскутовым. Первый раз «Монстрация» прошла в Новосибирске с 2004 года, а последние несколько лет шествие с юмористическими плакатами проходит и в других городах (Омск, Вологда, Нижний Новгород, Ярославль и д. р.). Шествие 2004 года собрало около 80 человек, а в последние несколько лет в «Монстрации» принимает, по разным подсчетам, от 2 до 5 тысяч участников.
Очень много теоретических и прикладных исследователей занимается изучением «Монстрации». Большинство исследований можно свести к двум основным подходам.
Первый – «Монстраци» акт современного искусства, документация с акции выставляется в музеях, организатор «Монстрации» Артем Лоскутов в 2010 удостоился государственной премии в области современного искусства – «Инновация». Исследователи пытаются вписать «Монстрацию» в традицию московского акционизма 1990-2000-х годов. Основная цель исследование объяснить посетителям выставки, акт непонятного современного искусства, соотнести акцию с актуальным художественным и социальным контекстом [1] .
Вторая группа исследователей рассматривают «Монстрацию» как пародию на политический протест, новую тактику критики доминирующей политической риторики, не вписывающуюся в бинарную модель анализа [2] . Как скрытую форму политического протеста «Монстрацию» рассматривают не только искусствоведы и культурологи, но и чиновники. В Новосибирске и других городах акция встречает активное сопротивление со стороны властей, церковных иерархов и общественных организаций. Владимир Жириновский в 2016 году назвал «Монстрацию» ударом по православию и намек, что они живут там все в аду. Организатора «Монстрации», Артема Лоскутова неоднократно арестовывали и штрафовали.
Почему участники, организаторы и власти, воспринимают одно и то же мероприятие, которое происходит в одном и том же пространстве и времени по-разному? Сейчас мы выносим на обсуждение следующую идею: «То, что мы называем «Монстрацией» – на самом деле представляет собой два типа объединения людей, по-разному устроенные, и обращающимися к разным адресатам. Разные адресаты во многом определяют принципы построения высказывания, если организаторы «Монстрации» стараются придать своим высказываниям актуальное политическое звучание, то участники обращаются к соседу по шествию. В зависимости от конкретной ситуации, один из типов объединения может преобладать во время акции.
[1] Путеводитель по выставке Триеннале российского современного искусства. 10 марта – 14 мая 2017. Музей современного искусства «Гараж», Москва 2017.
[2] Алексей Юрчак «Монстрация: смысл, абсурд и политическое высказывание в сегодняшней России», доклад на XXIV Банные чтения, 2016.