Исследование, которое я проводила в рамках стажировки, является частью моей кандидатской диссертации, посвященной механизмам формирования канона в квазиисторическом фольклоре. В рамках стажировки меня интересовали проблемы концептуализации нарративов о ВОВ. Исследователи памяти делят нарративы о прошлом на принадлежащие культурной\коллективной памяти и на «низовые». Культурная память поддерживается за счет особых механизмов – СМИ, пропаганды, праздников и траурных дней, музеефикации, репрезентации в искусстве.Вернакулярные же нарративы зачастую противопоставляются «культурной памяти» и воспринимаются как «настоящая», «естественная» память.Механизмы работы этой вернакулярной памяти остаются за рамками внимания исследователей и понимаются эссенциалистски. Фольклористика, напротив, исследует именно такие тексты: их сюжеты, средства выразительности, механизмы фольклоризации, а также прагматику. Однако, подход фольклористов кажется проблематичным в случаях, когда речь идет о реально имевших место событиях или о личном опыте. В планируемом докладе я покажу, как фольклорные нарративы о прошлом соотносятся со свидетельствами очевидцев, а также нарративами семейной и локальной памяти. В основу доклада легли материалы проекта ЕМЦТ «Еврейские коммеморативные практики и современныйкульт Победы», а также тексты, найденные в краеведческих блогах и на порталах городов и сел.