События
Объявление о конкурсе
«Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2022» Загрузить
Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com
В теме письма указывайте: КС-2022 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка.
Даты приема заявок:
- до 10 декабря 2021 года (до 23:59)
Фонд Михаила Прохорова, Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС) проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение шести месяцев 2022 календарного года.
Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.
Цели и задачи конкурса
- Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.
- Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.
- Цель программы – предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в одном из ведущих научных центров Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.
Структура индивидуального гранта
Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:
- Материальная поддержка в размере 325 700 рублей (без учета подоходного налога). Оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки. Срок стажировки 6 месяцев. (10 грантов)
В конкурсе могут принять участие
- граждане и/или налоговые резиденты РФ;
- не старше 45 лет;
- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2018 года);
- аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;
- имеющие возможность провести шесть месяцев 2022 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;
- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);
- приветствуется знание других иностранных языков.
Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии – 2022», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.
Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.
Список документов, необходимых для участия в конкурсе Загрузить
- Мотивационное письмо в свободной форме, включающее ви́дение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.
- CV (краткая автобиография и список научных публикаций).
Обязательно указывайте полное ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.
- Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат.
Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!
- Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).
- Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.
- Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.
- Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).
- Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.
Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).
Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения
- Конкурс объявляется открытым с 1 ноября 2021 года. Заявки принимаются с 1 ноября по 10 декабря 2021 года (до 23:59);
- Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com до 23:59 часов 10 декабря 2021 года;
- Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2022 года, не регистрируются и не рассматриваются.
- Заявки, поступившие на адрес конкурса после дедлайна, не регистрируются и не рассматриваются.
- Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и ИОН РАНХиГС, а также представителей Фонда Михаила Прохорова.
- На первом этапе конкурса (12 — 19 декабря 2021 года) жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.
- На втором этапе конкурса (20 – 26 декабря 2021 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование лично, по скайпу или по телефону. В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.
- Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.
- Список победителей конкурса, получивших приглашение для работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается не позднее 30 декабря 2021 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).
- Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение 2 недель после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.
- Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.
- По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут приехать на стажировку.
Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:
Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор РАНХиГС и Оксфордского университета, Института общественных наук РАНХиГС, научный руководитель программы «История советской цивилизации: экономика, общество,
культура» МВШСЭН, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС.
Гринцер Николай Павлович – доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.//
Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.
Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта ШАГИ.
Успенский Федор Борисович – доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.
Ершова Ирина Викторовна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.
Спиридонов Владимир Феликсович – профессор, доктор психологических наук, декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.
Неклюдова Мария Сергеевна – PhD, заведующая Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ
Петров Никита Викторович – кандидат филологических наук, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН, руководитель проекта ШАГИ.
Худяков Дмитрий Андреевич – кандидат филологических наук, руководитель лаборатории востоковедения и компаративистики ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.
Лидерман Юлия Геннадьевна – кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта ШАГИ.
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна – кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии».
Структура работы приглашенного исследователя в проектах
В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:
- исследовательской работой (70% рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20% рабочего времени);
- педагогической работой (10% рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни ШАГИ (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег о ходе своей работы.
Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством ШАГИ и руководителем исследовательского проекта.
Формы отчетности
- По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:
- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.
- По итогам работы в ШАГИ и МВШСЭН исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:
- отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;
- финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.
При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.
Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.
По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе ШАГИ РАНХиГС.
Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.
ШАГИ предоставляет исследователям:
- Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.
- Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.
- Постоянную консультационную поддержку.
Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.
Проекты ШАГИ 2022 года Загрузить
Проект 1. Исторический контекст и литературный канон в интерпретации античных и средневековых текстов
Руководитель проекта: Гринцер Н. П.
В исследовании предлагается взглянуть под новым углом зрения на соотношение исторических и литературных памятников античности и средневековья, с одной стороны, показав принципиальную важность традиционных литературных форм для историографических сочинений (включая. например, естественно-научные трактаты), а с другой, выявив историко-культурный и социально-политический контекст разножанровых произведений античной словесности (включаю эпос, лирику и драму), без которого невозможно реконструировать их восприятие тогдашней аудиторией. Это позволит соотнести традиционную проблематику антиковедения и медиевистики с современными проблемами гуманитарного знания, в том числе с переосмыслением роли и места истории и филологии в системе гуманитарного знания.
Среди задач исследования:
– подготовка целостного историко-культурного и филологического комментария к отдельным произведениям античной и средневековой литературы, причем опыт такого комментария может быть распространен и на другие памятники традиционных литератур;
– анализ взаимосвязи традиционной поэтики литературных текстов и современной им политической риторики;
– демонстрация роли литературы в античности и средневековья как места формирования актуальной политической повестки дня;
– выявление идеологической составляющей целого ряда научно-историографических текстов, до сих пор не имевших подобной интерпретации.
Руководитель проекта: Гринцер Николай Павлович, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС.
Проект 2. Продуктивные и ошибочные стратегии теоретической работы в современной психологии
Руководитель проекта: Спиридонов В. Ф.
За 65 лет существования когнитивная психология прошла путь от только зародившегося междисциплинарного направления исследований до самостоятельной дисциплины, включающей в себя различные теоретические и методологические традиции. Эксперимент как основной метод исследования, разнообразие исследовательских проблем, использование математического моделирования и поведенческих зависимых переменных привели и к высокому уровню воспроизводимости результатов, но и к существенным трудностям в развитии когнитивной психологии. Учитывая успехи, бурное развитие и широкий прикладной и общественный интерес к проблемам когнитивной психологии, особую важность представляют попытки осмыслить метатеоретические аспекты когнитивных исследований и в особенности изменения в способах построения теорий и их эмпирической проверке. Такая метатеоретическая работа нужна: 1) для выделения типов реально существующих когнитивных теорий, которые используются в исследованиях, 2) для уточнения критериев анализа текущих эмпирических исследований, а также их интерпретации, 3) отдельной задачей выступает указание на те метаморфозы, которые произошли в теоретической работе в нашей области за последние 30–40 лет.
Цель настоящей НИР – разобраться в том, как работает современная теория в пределах когнитивной психологии. Мы постараемся ответить на вопрос о том, чего разумно ждать (или требовать) от «хороших» когнитивных теорий, а что находится за пределами возможного. В качестве основного материала для анализа мы рассматриваем теоретико- экспериментальные исследования в области наших научных интересов – психологии решения задач и проблем.
Проект направлен на достижение нескольких связанных целей:
1. Выделить предложенные в литературе метатеоретические подходы к описанию теоретической работы в области когнитивной психологии. Предложить их классификацию.
2. Выделить и описать типы реально существующих когнитивных теорий, которые используются в исследованиях.
3. Уточнить критерии анализа текущих эмпирических исследований, а также их теоретической интерпретации.
4. Указать на те метаморфозы, которые произошли в теоретической работе в нашей области за последние 30–40 лет.
Руководитель проекта: Спиридонов Владимир Феликсович, доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС.
Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме. Владение основами экспериментальной психологии.
Проект 3. Конструирование смыслов в вербальных, визуальных и акциональных формах культуры
Руководитель проекта: Неклюдов С. Ю.
Проект посвящен исследованию содержательных и прагматических аспектов семиотического «культурного сообщения». Соотношение личного опыта и моделей, используемых для его передачи – одна из важных проблем для целого ряда гуманитарных дисциплин. Эту проблему можно рассмотреть с двух сторон, во-первых, с точки зрения того, как люди используют нарративные (интерпретативные) схемы, предлагаемые их традицией, как выбирают индивидуальные траектории в символическом пространстве культуры, как конструируют собственные смыслы и выстраивают персональные пути в пространстве «общего знания». Во-вторых – противоположным образом – как персональный опыт в ходе вербализации и нарративизации (т.е. наполнения эмоциями и смыслами, иногда внешними по отношению к фактической стороне истории) форматируется под существующие в традиции шаблоны. При этом понятие «цензура коллектива» может быть с успехом применено не только к устной традиции, но и к другим формам существования фольклора и постфольклора – письменным фиксациям, медиа, интернет-платформам и виртуальным сообществам.
Как показывают исследования, традиционное искусство, оперирующее общими знаками, фигурами и схемами, в принципах своего функционирования оказывается весьма близко к фольклорной традиции: визуальные тексты чаще всего анонимны, коллективны, вариативны и пластичны, основаны на авантексте, проходят цензуру коллектива. Это характерно почти для любого вида традиционного искусства – устного, литературного, визуального или акционального. Проблематика изменчивости, варьирования знаков и смысловых нюансов, пластичности культурных текстов (при отображении общих сюжетов) редко привлекала внимание исследователей. Как правило, описания ограничиваются указанием на факт «отражения», «иллюстрирования» сюжетов и мотивов, но не на принципах перекодировки текста и не на особенностях такого перевода. Наконец, очень редко в фокусе внимания оказывались вопросы рецепции изображений, взаимодействия и контакта с сакральными образами. Меж тем смысловые обертоны, возникающие при разных разработках общих визуальных сцен, крайне важны.
Проект имеет междисциплинарный характер, в нем используются фольклорно-антропологические, социально-исторические, сравнительно-типологические, текстологические, искусствоведческие методы, приемы структурно-семиотического, прагматического, функционального анализа, кластеризации данных, а также методологические достижения сопредельных гуманитарных (и не только гуманитарных) наук — культурной антропологии, генетической критики, лингвистики, социологии, математики.
Содержательные разделы темы.
• Преобразование темы в фольклорных и парафольклорных нарративах.
• Личный опыт и общие модели в фольклоре и постфольклоре.
• Сакральные образы на постсоветком пространстве.
• Конструирование локальной истории и идентичности на Алтае.
• Информационная структура средневековых ирландских нарративов.
Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.
Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.
Проект 4. Медиатизация перформативных искусств: эстетика, новая материальность, зрительская культура
Руководитель проекта: Лидерман Ю. Г.
Пандемия, последующая самоизоляция, резко изменившиеся нормы существования зрительских сообществ и т. д. сделали наглядными процессы, происходящие в перформативных искусствах на протяжении последних десятилетий. Различные формы медиатизации в искусствах «живого исполнения» (live art), начиная от усиления звука заканчивая использованием VR и AR в театральных событиях, включая трансляции театральных представлений в интернете, кинотеатрах и т. п., за короткое время стали конститутивными для бытования современного театра. Эти трансформации поставили перед исследователями проблему нового определения границ, очертаний, структуры исследовательского объекта искусствознания.
Вопросы и проблемы, которые ставятся в коллективном исследовании медиации перформативных искусств:
• предпосылки взаимовлияния форм медиатиазации и практик перформативной культуры в истории экспериментального театра в России ХХ-XXI вв.;
• корпус источников изучения опосредованных медиа перформативных искусств (театральная фотография, фотосъемка «живых картин», художественная звукозапись, кинематограф) в России ХХ века;
• выявление исторической динамики в осмыслении медиатизации перформативных искусств.
Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам: Приглашаем исследователей театральной культуры, театра, искусств живого исполнения, перформативной культуры, интересующихся проблемой медиатизации, новой материальности театральной культуры. Со своей стороны мы предлагаем сотрудничество, обсуждение теоретического бэкграунда исследования, помощь в поисках партнеров и источников в культурных институциях Москвы. От соискателей мы ждем интереса к исследованиям нашего коллектива, готовности к совместной работе над изучением медиатизации в новейшем театре.
Проект 5. Память и история в условиях цифровых медиа: фольклорные тексты и внеинституциональные практики
Руководитель проекта: Петров Н. В.
Проект посвящен исследованию фольклорных текстов и внеинституциональных практик, циркулирующих онлайн и офлайн в пространстве современного города. Они влияют на формы мышления об истории, «войны памяти», межгрупповую коммуникацию, на мотивацию и принятие решений, на степень лояльности к власти и на формы низовой активности. Исследование будет проводится в связи с тремя аспектами: во-первых, с развитием и изменчивостью городской среды, где и появляются культурные тексты, связанные с пониманием истории, памяти о прошлых, недавних и актуальных событиях; во-вторых, с анализом медиа-инструментов, благодаря которым распространяются соответствующие фольклорные тексты и практики; в-третьих, в связи с детальной фиксацией и антропологическим описанием публичных институциональных и внеинституциональных практик, в том числе форм ритуализованного поведения.
Цель исследования – увидеть «смысл» низовых высказываний и внеинституциональных практик, связанных с концептами «память», «история» и с актуальными событиями («какое послание содержит данный текст») и причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими фольклорными текстами и поведенческими реакциями»).
На конкурс принимаются индивидуальные проекты, соответствующие следующим задачам:
1. Описание моделей вернакулярного понимания локальной истории в российских городах.
2. Исследование механизмов появления новых коммеморативных объектов в российских городах.
3. Анализ ностальгических нарративов и практик повседневной религиозности российского города.
4. Изучение фольклорных текстов о травматическом прошлом, памяти о войнах в домашних и школьных педагогических практиках.
5. Мониторинг уличной институциональной и внеинституциональной активности горожан.
6. Исследование онлайн-реакции на пандемию в фольклорных текстах и сетевых дискуссиях.
Руководитель проекта: Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, заведующий Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС.
Требования к кандидатам: навыки антропологической работы в городе, владение статистическими методами.
Проект 6. Историческая реконструкция образов и нарративов на материале классических восточных текстов и их культурная рецепция
Руководитель проекта: Худяков Д. А.
Данный проект нацелен на исследование эволюции дальневосточных историко-мифологических нарративов и их отражения в классических, в т.ч. «канонических» и «философских» текстах разных направлений. Широко известно и общепринято, что мировоззрение носителей дальневосточных культур (прежде всего, китайской), с одной стороны, весьма рано подверглось процессу рационализации, изгоняя по возможности всё мифологическое и мистическое из авторитетных текстов, перетолковывая его на исторический и морально-этический лад, а с другой, сохраняет отдельные элементы архаических верований и культов вплоть до наших дней. Главными задачами исследования являются выявление в исторических, протофилософских и религиозных текстах дальневосточной традиции основных ценностно- и системообразующих нарративов и образов, раскрытие их конкретного функционирования в ценностно-нормативных системах разных веков, фиксация развития и изменения их структуры во времени в связи с соответствующими социополитическими изменениями.
Руководитель проекта: Худяков Дмитрий Андреевич, к. филол. н., руководитель лаборатории востоковедения и компаративистики ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам: Проект рассчитан на аспирантов и молодых учёных, занимающихся проблемами истории и культуры восточных обществ. Обязательным условием участия является знание одного из восточных языков (китайского, японского, корейского…)
Проект 7. Художественный и исторический нарратив в XIV-XXI вв.: взаимодополнение и взаимоотталкивание
Руководитель проекта: Ершова И. В.
Целью проекта является изучение многообразных форм взаимодействия истории (документального, историографического, правды, достоверного) и литературы (вымысла) во всем многообразии европейской культуры и словесности от Средневековья до современности. Это предполагает:
– исследование влияния различных форм общественной жизни социальных, религиозных, политических практик на формирование литературной топики;
– изучение влияния автобиографического начала на художественный нарратив и способы его трансформации в художественных и исторических текстах;
– исследование возможных форм взаимодействия и взаимоотталкивания документального и вымышленного в литературе и истории;
– исследование проблемы понимания правды и вымысла в культуре разных эпох;
– исследование понятия псевдо биографии;
– изучение механизмов осовременивания вымысла в литературных и исторических текстах и способы «документализации» мифа;
– перевод и комментарий текстов европейской художественной и исторической мысли.
Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС.
Проект 8. Структура власти средневековой Руси в зеркале языка
Руководитель проекта: Успенский Ф. Б.
Актуальность проблемы может быть обоснована тремя положениями:
1. Сама тема исследования находится на переднем крае мировой гуманитаристики: проблемы изучения «языка власти» активно исследуются в современной науке и являются остро дискуссионными (в частности, в рамках неоинституционального подхода).
2. Историко-филологический подход к исследованиям, обеспечиваемый участием в проекте специалистов соответствующих профилей.
3. Привлечение новых, мало исследованных или неизвестных в отечественной историографии источников.
Изучение дискурсов власти в республиках эпохи Средневековья является одним из самых актуальных направлений современной гуманитарной мысли, особенно в контексте дискуссий вокруг соотношения республиканизма и либерализма. Планируется выявление принципов формирования и пополнения «словаря» политической терминологии; изучение книжных и некнижных элементов в идеологическом высказывании. Предполагается описание традиционного и инновационного начал в коммеморативных речениях и официальных текстах эпохи; исследование риторики конфликта и риторики примирения.
Руководитель проекта: Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член- корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС.
Проект 9. Проблемы биографического нарратива в источниках личного происхождения и в исследованиях XVII-XXI вв. Руководитель проекта: Неклюдова М. С.
Проблема изучения структуры и целеполагания биографических нарративов разного характера не нова, но на протяжении последних десятилетий она стала активно привлекать внимание историков эмоций и культурологов. Целью проекта является исследование сквозных эмоциональных структур в эго-документах и биографических нарративах разного типа (биографии, автобиографии, мемуарах, дневниках, биопиках, и т.д.).
События последнего года показали, в какой степени наше восприятие собственной биографии и, соответственно, жизненного пути других людей, связано со структурами общественных настроений. В публичном дискурсе пандемия часто предстает как приостановка нормального существования, катастрофическая и, одновременно, потенциально благотворная, позволяющая пересмотреть свои жизненные цели, приобрести новые навыки, и т.д. Эти терапевтические способы преодоления общемировой травмы так же являются способами восстановления внутреннего биографического дискурса, который пытается вписать пандемию в известные сюжетные рамки (испытания, перемены, и т.д.). В рамках проекта предполагается проанализировать то, какие эмоциональные структуры традиционно ассоциировались с биографическим дискурсом, и как они работают в текстах разной прагматики и жанровой принадлежности.
Руководитель проекта: Неклюдова Мария Сергеевна, PhD, заведующая Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС..
Требования к кандидатам: знание по крайней мере одного иностранного языка (предпочтительно английского, французского или немецкого), наличие публикаций по темам, близким к проблематике НИР.