logo
logo
EN
RU
logo
 

“Shagi / Steps” the Journal of the SASH

Issues

               
                   
                        
                   
                   
2023 :Vol. 9, N 1Vol. 9, N 2
2022 :Vol. 8, N 1Vol. 8, N 2Vol. 8, N 3Vol. 8, N 4
2021 :Vol. 7, N 1Vol. 7, N 2Vol. 7, N 3Vol. 7, N 4
2020 :Vol. 6, N 1Vol. 6, N 2Vol. 6, N 3Vol. 6, N 4
2019 :Vol. 5, N 1Vol. 5, N 2Vol. 5, N 3Vol. 5, N 4
2018 :Vol. 4, N 1Vol. 4, N 2Vol. 4, N 3–4
2017 :Vol. 3, N 1Vol. 3, N 2Vol. 3, N 3Vol. 3, N 4
2016 :Vol. 2, N 1Vol. 2, N 2–3 Vol. 2, N 4
2015 :Vol. 1, N 1Vol. 1, N 2

ШАГИ/STEPS 2021, т. 7, № 4

   pdf

Ориши против вируса: афрокубинские культы, киберпространство и пандемия COVID-19

Н. А. Маничкин
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Россия, Москва)

DOI: 10.22394/2412-9410-2021-7-4-198-220

Keywords: афрокубинская культура, сантерия, ориша, пало монте, пандемия, COVID-19, коронавирус, социальное дистанцирование, сетевые ритуалы, цифровые сообщества

Abstract: Статья посвящена активности афрокубинских культов (преимущественно сантерии и пало) в ситуации пандемии COVID-19 и затрагивает вопросы сакральной визуализации и символической репрезентации эпидемического опыта. На материале цифровых сообществ и интервью автор рассматривает религиозно-магические обряды, призванные защитить здоровье от инфекции, в контексте традиционных духовных представлений. Анализ показывает, что главным сакральным адресатом верующих в ситуации пандемии остается ориша Бабалу Айе, синкретизированный с католическим святым Лазарем и мпунгу Кубайенде. Вместе с тем верующие обращаются за защитой и к другим силам, особенно к духам предков, так называемым эггунам. Полевые материалы свидетельствуют о появлении сетевых ритуалов, которые призваны объединить верующих во время запрета на групповые религиозные практики. В связи с этим интересной представляется рефлексия последователей сантерии и пало по поводу ритуального пространства. Отдельное внимание уделяется деятельности Культурной ассоциации кубинских йоруба, направленной, с одной стороны, на формирование религиозного, мифоритуального понимания пандемии, а с другой — на поддержание государственных мер санитарного контроля и социального дистанцирования.

Благодарности: Статья подготовлена и публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

To cite this article: Маничкин Н. А. Ориши против вируса: афрокубинские культы, киберпространство и пандемия COVID-19 // Шаги/Steps. Т. 7. № 4. 2021. С. 198–220. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-198-220.