logo
logo
EN
RU
logo
 

«Шаги / Steps» Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований

Архив номеров

               
                   
                        
                   
                   
2020 :Т. 6, № 1Т. 6, № 2Т. 6, № 3
2019 :Т. 5, № 1Т. 5, № 2Т. 5, № 3Т. 5, № 4
2018 :Т. 4, № 1Т. 4, № 2Т. 4, № 3–4
2017 :Т. 3, № 1Т. 3, № 2Т. 3, № 3Т. 3, № 4
2016 :Т. 2, № 1Т. 2, № 2–3Т. 2, № 4
2015 :Т. 1, № 1Т. 1, № 2

ШАГИ/STEPS 2020, т. 6, № 1

   pdf

Magic in Pliny the Elder revisited

A. V. Belousov
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва), Институт всеобщей истории РАН (Россия, Москва), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, Москва)

DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-73-90

Ключевые слова: Плиний Старший, римская религия, греческая религия, античная магия, иатромагия, история магии, humanitas

Аннотация: Статья посвящена критической ревизии сведений о сущности, истории и содержании античной магии, которые Плиний Старший излагает в 28-й и 30-й книгах своей «Естественной истории», а также анализу ряда теоретических и источниковедческих подходов к этим сведениям, каковые сложились к настоящему моменту в современной науке. Общий пересмотр концепции магии у Плиния Старшего обусловлен, во-первых, тем, что наши знания о магии и ее теоретическом понимании у древних невероятно расширились за эти полвека, а с другой стороны, тем, что за последние десятилетия сильно изменился научный подход к «Естественной истории»: не переставая (как и для средневекового читателя) быть чудесным бабушкиным сундуком, из которого достают самые разные вещи для самых разных исследовательских целей, «Naturalis Historia» стала интересна и сама по себе, как opus sui generis. Магия у Плиния Старшего рассматривается в статье, исходя в первую очередь из философских и идеологических предпосылок самой книги. Автор кратко излагает содержание сведений Плиния о магии и приходит к следующему выводу: все, что говорит Плиний о магии (к которой относится с нескрываемым презрением, см. его риторические выпады против магии в 28-й книге и в очерке истории магии в 30-й книге), упирается по сути в две прочные и взаимосвязанные идеи. Во-первых, это очевидное первенство и главенство Рима над всем «земным кругом», а во-вторых, идея humanitas, которая, подобно платоническому благу, эманирует из Рима на весь подвластный ему мир, вплоть до мест, где истинно человеческое фактически отсутствует.

Для цитирования: Belousov A. V. Magic in Pliny the Elder revisited // Шаги/Steps. Т. 6. № 1. 2020. С. 73–90. DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-1-73-90.