ШАГИ/STEPS 2019, т. 5, № 4
Хаста, мудра, винийога. Жесты рук в индийской культуре: проблемы происхождения и порождения смыслов
С. И. Рыжакова
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Россия, Москва)
DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-216-238
Ключевые слова: жесты, индийское исполнительское искусство, танец, драма, ритуал
Аннотация: Жестикуляция — одна из важнейших отличительных элементов индийской экспрессивности вообще и исполнительской культуры в частности. Однако почти всегда она существует в определенной системе и подчиняется нормам. В статье исследуется жест как сложная культурная категория индийской культуры, соединяющая область телесных поз, движения и область смыслов. В центре внимания находятся системы жестикуляции, прежде всего жестов рук, в которых существуют своего рода «словари», «глоссарии» символических жестов (хаста-мудра) и «грамматики» — навыки их использования (винийога) для создания художественного текста, для реализации драматического сюжета. Ставятся вопросы происхождения и порождения смысла в рамках индийских сценических искусств. Анализируются понятия мудра и хаста в рамках ритуала и исполнительских искусств — театра и танца. Автор разводит и описывает два способа использования жестов рук — как знака и как символа. Выявляются модели, лежащие в основе практики использования жестов.
Благодарности. Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН. Полевой материал собран в рамках работы С. И. Рыжаковой над проектом «Одержимость, служение, лицедейство: о границах и взаимосвязи индивидуального транса, религиозного почитания и художественного начала в индийских артистических традициях», грант РФФИ № 18-09-00389.
Для цитирования: Рыжакова С. И. Хаста, мудра, винийога. Жесты рук в индийской культуре: проблемы происхождения и порождения смыслов // Шаги/Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 216–238. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4-216-238.