13
апреля

Идеология и эстетика традиционализма в японском кинематографе 1930-х – 50-х годов

Читает: Анастасия Фёдорова
О событии

13 апреля в 19.00 в рамках серии публичных лекций и семинаров «ШАГИ на Набережной» состоится доклад Анастасии Фёдоровой "Идеология и эстетика традиционализма в японском кинематографе 1930-х – 50-х годов"

В докладе будет рассмотрен особый период в истории Японии, когда кинематограф этой страны, всегда развивавшийся в диалоге с Западом, стремился стать воплощением исключительно «японского» культурного наследия. Дилемма заключалась в том, что прибывший из-за рубежа кинематограф был живым воплощением западной модернизации. Обнаружить в нем «чистый» японский стиль представлялось сложным. В поисках истоков японской киновыразительности, японские теоретики и режиссеры 1930-х – 40-х годов обращались к традиционным искусствам домэйдзийской Японии. Кинокритик Имамура Тайхэй увидел жанровый прототип кинематографа в иллюстрированных свитках эмакимоно. Литератор, эссэист, а по основной специальности физик, Тэрада Торахико, сближал кинематографический принцип монтажа с поэтикой «нанизанных строф» рэнку. На практике же, яркий пример переосмысления культурного наследия Японии в кино мы находим в фильмах Мидзогути Кэндзи, изобилующих длинными, непрерывающимися кадрами в стиле эмакимоно, а также многочисленными отсылками к традиционной эстетике театра Кабуки. Поиски особого национального пути в 1930-х – 40-х годах положили основу для развития японского кинематографа в послевоенные годы, когда широкое международное признание пришло во многом благодаря традиционализму. Парадоксальным образом, ведущую роль в формировании традиционалистских тенденций японского кинематографа и критики сыграла заимствованная у советских кинематографистов теория и практика монтажной выразительности (С.Эйзенштейн, Д.Вертов), о чем до последнего времени историки кино писали скупо.  

Спикер: 

Анастасия Александровна Фёдорова – культуролог, специалист по истории и теории кино. Автор многочисленных статей о кинематографе Японии и российско-японских культурных связях. Доктор философии университета Киото. В рамках сотрудничества Государственной Третьяковской галереи с Отделом японской культуры (Japan Foundation) готовит программы показов японского кино в России.

 

Необходима регистрация на событие: https://sash.timepad.ru/event/469039/

Назад
Место и время

13 апреля, четверг

аудитория 22

Пречистенская набережная д. 11 стр.1

На карте

Другие мероприятия
  • 16.05.2017
    Теоретическая фольклористика
    Мифологические представления о Пиковой Даме и других женских персонажах школьного фольклора в России и Эстонии: сравнительный анализ
    Дорогие друзья, 16 мая в 11.00 состоится очередной семинар Лаборатории теоретической фольклористики, где будет представлен доклад Марины Байдуж:  Мифологические представления о Пиковой Даме и других женских персонажах школьного фольклора в России и Эстонии: сравнительный анализ   Пиковая Дама – персонаж страшилок, «вызываний» и других мифологических рассказов и магических практик, распространенных среди ...
    Читать далее →
  • 20.04.2017
    Историко-культурные исследования
    Круглый стол "Космические проекты в научной фантастике 1950х-1960х гг"
    20 апреля 2017 в 19.00 состоится совместный круглый стол Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС и Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ "Космические проекты в научной фантастике 1950х-1960х гг".   Космические открытия совершаются в мире, воображение которого, во многом, захвачено фантастическими образами и сюжетами. Фантастика в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве делает ...
    Читать далее →