2020 Проект 1 Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси
рук. Ф.Б. Успенский
Русская средневековая элита придавала чрезвычайно большое значение выбору имени для наследников. Имя соединяло в себе множество интенций: жесткую связь с предыдущими поколениями рода или династии, обращение к покровительству "подходящего" святого, ориентацию на церковный календарь, желательное / нежелательное распределение привилегий и полномочий между представителями одного поколения семьи. В результате имя становилось своего рода максимально скомпрессированной историей власти и одновременно своеобразным высказыванием, обращенным в будущее. При этом человек в средневековой Руси существовал в пространстве полиномии, когда у одного и того же лица за жизнь могло накопиться до пяти-шести имен собственных. Все это делает имя весьма существенным инструментом для изучения власти и иерархиизации общества на протяжении всего допетровского времени. Сопряженным с исследованием личных именований оказывается изучение наследственных и должностных характеристик, закрепляемых за человеком от рождения или в процессе службы. Будучи традиционной областью работы историка, русская титулатура нуждается, на наш взгляд, в комплексном историко-филологическом подходе, позволяющем увидеть, как соответствующая лексика, поначалу обладающая принципиально вариативным, "текучим" материалом, постепенно превращается в ригидную систему обозначений, всякое отклонение в которой может служить основой для многолетнего тяжебного разбирательства. Таким образом, в качестве целей настоящего исследования можно выделить воссоздание системы регуляции передачи власти и имущественных прав при помощи имянаречения и поэтапное исследование становления системы титулатуры и ее связи с нетитульными именованиями лиц в средневековой Руси. Основным методом является историко-филологический анализ русских средневековых источников, предполагающий их сопоставление с текстами скандинавской, византийской и западноевропейской традиций и в отдельных сочетающийся с историко-культурным и семиотическим анализом предметов древнерусского искусства.