logo
logo
EN
RU
logo
 

Теоретическая фольклористика

Сотрудники

Заведующий:

Сергей Неклюдов
sergey.nekludov@gmail.com
 

Специалисты:

  • Марина Байдуж
  • Ольга Христофорова
  • Мария Ахметова
  • Никита Петров
  • Александра Архипова
  • Дмитрий Николаев
  • Дарья Радченко
  • Дмитрий Доронин
  • Марина Волкова

О лаборатории


Лаборатория теоретической фольклористики специализируется на изучении устных текстов как «базовых» текстов культуры и мифологической картины мира в массовом сознании, в политике и идеологии. Речь идет об исследовании фольклорно-мифологических традиций и обрядовых практик на материале полевых записей из разных регионов Евразии, а также русского идеологического и квазиисторического дискурса XX – XXI века. Сотрудники лаборатории исходят из того, что понимание социальных процессов и форм общественного сознания невозможно без анализа создаваемых обществом культурных текстов. Только полное и нелицеприятное знание культуры о самой себе позволяет воспитывать социально ответственного гражданина, свободного от мифологических фантомов и хотя бы отчасти защищенного от идеологических манипуляций.

Проекты

Проект 1 Фольклорная урбанистика: неинституализированные устные тексты и практики современного города (постфольклор)


Предмет изучения – постфольклор, т.е. тексты спонтанной (в т.ч. «низовой», уличной) культуры индустриального и постиндустриального общества – анекдоты, городские песни и легенды, «речевые жанры» (слухи, сплетни, молва), которые живут по фольклорным законам, хотя многие из них прямо не связаны с предшествующими фольклорными традициями. Постфольклор тесно взаимодействует с массовой культурой, обмениваясь с ней темами, конструктивными приемами и даже целыми текстами. В XX в. он выходит за пределы породившей его среды, становясь в известном смысле одним из подразделов общенациональной культуры.

Проект 2 Эпические традиции в мировой культуре. Книжный эпос Запада и Востока


Проводится исследование героического эпоса как одного из центральных жанров устной и книжной словесности. Будучи связаны с этническим самосознанием, формирующимся в процессе племенной консолида­ции и раннегосударственных образова­ний, эти произведения повествуют о героических деяниях и событиях мифологического или квазиисторического прошлого. Книжным эпосом в фольклористике и литературоведении обычно называют тексты древней и средневековой словесности, которые, как предполагается, непосредственно отражают устные эпические традиции, но получают окончательную обработку (иногда весьма значительную) уже в ходе их литературной записи.

Проект 3 Компьютерная фольклористика: обработка, описание, систематизация, исследование материалов, имеющих разные формы текстовой организации


Внедрение электронных технологий в гуманитарное знание делает актуальной не только перевод в цифровые формы больших массивов текстов и проблему их хранения, но также побуждает к выработке способов их систематизации и к получению инструментов для направленного интеллектуального поиска внутри этих массивов. Фольклористика раньше других областей филологии столкнулась с необходимостью систематизации текстов, ориентированной на перспективу и охватывающей огромный, непрерывно растущий в объеме корпус устных фиксаций (сначала только письменных записей, затем также фотографических, аудиальных и, наконец, аудиовизуальных материалов), а поэтому данный опыт может оказаться полезным и для других областей гуманитарной науки.

Проект 4 Структуры и механизмы культурной памяти


Цель проекта – рассмотрение механизмов сохранения культурной памяти в фольклоре. С семиотической точки зрения фольклорная традиция есть передача по каналам устной коммуникации культурно и социально значимых сообщений. Это единственно возможный способ хранения и передачи «культурной информации» в дописьменную эпоху (и в культурах, остающихся бесписьменными). Технология устной передачи определяется непосредственно-контактным типом коммуникации; элементарная ячейка которой – прямая передача сообщения («из рук в руки»), от адресанта к адресату, без какого-либо технического посредника между ними; это касается любых текстов народной культуры (движений танца, узоров орнамента, деталей обряда, правил этикета, приемов кустарного ремесла, навыков строительной или хозяйственной деятельности и т.д.). Поскольку тип дописьменной передачи «культурных сообщений» является для человеческой цивилизации исходным и исторически самым долговременным, изучение этих механизмов имеет широкое методологическое значение и может стать «базовым» при рассмотрении культурной памяти вообще.

Проект 5 Событие и общественное мнение: мониторинг актуальных городских текстов


В современной городской фольклорной среде бытует большая и довольно разнородная группа текстов, объединенная одним общим признаком – тексты такого рода способны как «реагенты» откликаться на любые изменения социально-политического контекста. Кроме прямой реакции на событие, горожане могут продуцировать и другие, непрямые реакции на происходящие события, облекая их в форму фольклорных жанров (слухи, анекдоты, легенды, стишки – все то, что можно обозначить термином «актуальный фольклор»). Выбор подобных коммуникативных каналов обусловлен тем фактом, что производство фольклорных текстов является имманентным свойством городской среды. Иными словами, фольклорные тексты являются естественным «языком города», он к нему привычен, а потому реакция на социально-политические события всегда будет облачаться в одежды из подобного рода текстов.


В рамках данного проекта производится постоянный мониторинг актуальных форм городского фольклора – с подведением его ежемесячных итогов этого мониторинга.


Кроме того, сотрудники лаборатории занимаются разработкой следующих проблем: