logo
logo
EN?
RU
logo
 

Лаборатория историко-культурных исследований

Проекты

Проект 1 Экспериментальный театр ХХ-ХХI вв. как лаборатория публичной речи

2019   Руководитель: Ю.Г. Лидерман
Театр ХХ века может быть осмыслен как поле практик, в которых отражаются культурные изменения обществ современной и постсовременной эпох.
Сегодня ни зрелище, ни артефакт не осмысляются практиками, теоретиками и публикой в театре как результат художественного процесса. Напротив, теории перформативной эстетики предлагают вместо зрелища, увидеть в театре процесс трансформации культурного порядка. Экспериментальный театр отменяет привычные конвенции зрительского участия в спектакле, молчаливое внимание сменяется различными формами взаимодействия, в том числе и производством суждений, обсуждений, включенных в событийность театра.


Проект 2 Реформация классического историзма в современных теориях исторического знания

2019   Руководитель: А.А. Олейников
С того времени, как историописание утратило свою связь с риторикой и приобрело статус эмпирической науки, в основу исторического познания был положен принцип историзма, подразумевающий, что все исторические явления должны рассматриваться как преходящие, но имеющие закономерный характер. Сохранявший свою силу до середины XX века, этот принцип стал подвергаться критической ревизии, приведшей на рубеже XX-XXI веков к существенной дискредитации претензий исторической науки на законосообразное объяснение социокультурных процессов. Сегодня история развивается как дисциплина, имеющая большое общественное и культурное значение, но лишенная непротиворечивой эпистемологии. В этой ситуации безусловно заслуживают внимания попытки ряда современных ученых обосновать консистентность исторического знания посредством обновленной концепции историзма.


Проект 1 Категория повседневности в историческом сознании в Новое время

2018   Руководитель: М.С. Неклюдова
Открытие «повседневности» стало одной из поворотных точек в развитии историко-культурного знания второй половины XX в. Этот процесс в разной мере затронул многие европейские страны, включая Россию. При всех национальных вариациях изучение повседневности внутреннее противостоит «большой истории», демократизируя ее, сосредотачиваясь на том, что раньше относилось к области антропологического или анекдотического знания: бытовом поведении, частной жизни, приватных отношениях, массовых представлениях и репрезентациях. В исследовании предлагается проследить некоторые этапы формирования концепции «повседневности» в европейском сознании Нового времени, и ее влияние на исторические представления разных эпох.


Проект 2 Лаборатория как институциональная и художественная структура в театральном искусстве ХХ-ХХI в (советский и российский контексты)

2018   Руководитель: Ю.Г. Лидерман
Начиная с 1960-х гг. в Европе, а со второй половины 1980-х в России получает распространение “лабораторный” театр и различные формы организации работы трупп / художественных групп, направленные на дистанцирование (от общественной, художественной жизни), изоляцию, непубличность как самой “лабораторной” работы, так и ее результатов. С другой стороны, “лабораторный” формат позволял на рубеже 1980–1990х гг. состояться проектам (как, например, театр “Школа драматического искусства” п/р А. Васильева, театр “Около дома Станиславского” п/р Ю. Погребничко, театр Б. Понизовского), в центре которых находились проблемы антропологического эксперимента, альтернативных форм религиозности, этики, социальных структур, взаимодействия с историей и историческим документом и проч. Экспериментальный театр рубежа 1980–1990-х гг. приходит к организационным принципам лаборатории, как наиболее соответствующей целям и характеру его работы. Сегодня, спустя несколько десятилетий, мы можем поставить следующие вопросы: какова судьба лаборатории в 1990–2000-х гг.? Сохранились ли ее принципы (особые этические нормы, политика самоисключения и т. д.) в современном театре? И один из главных: как происходит поиск организационных принципов современным экспериментальным театром?


Проект 3 Проблема соотношения прошлого и настоящего в современных теориях исторического и социального времени

2018   Руководитель: А.А. Олейников
Исследование будет посвящено изучению проблем, которые находятся в ведении сразу нескольких гуманитарных и социально-научных дисциплин (в первую очередь, теории истории, политической теории, социологии и антропологии) и характеризуют современный способ переживания значимых культурных и социальных изменений, происходящих в историческом времени. В последнее время все громче звучат голоса тех ученых, кто утверждает, что современный «режим историчности» (термин французского теоретика истории Франсуа Артога) решительно отличается от того, который утвердился на рубеже XVIII-XIX веков, вызвав ощущение качественного разрыва между предшествующим опытом и ожидаемыми переменами в будущем, способствуя вере в неуклонный прогресс человечества. Сегодня, по словам немецкого социолога Хартмута Розы, мы, напротив, переживаем своего рода «детемпорализацию» истории, означающую, что течение времени само по себе не приносит качественных исторических изменений и не производит различия между прошлым и настоящим. Становится все очевиднее, что это основополагающее для исторического сознания модерна различие является продуктом определенной «политики времени» (термин немецкого антрополога Йоханнеса Фабиана), которая избирательно определяет степень актуальности тех или иных событий или процессов. Однако в любом случае такая политика мотивируется ощущением неполноты и незавершенности настоящего, которое оказывается принципиальным образом несинхронно, несовременно самому себе. Это обстоятельство открывает путь для присутствия истории в самой ткани настоящего – того феномена, который был в свое время описан Эрнстом Блохом как «современность несовременного».


Проект 1 Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв.

2017   Руководитель: М.С. Неклюдова
Идея фальсификации истории, в последнее десятилетие занимающая общественное сознание, связана с представлением о том, чем является история как таковая, в чем ее промахи, недостатки, почему ей нельзя доверять, и проч. Большая часть этих эпистемологических проблем была сформулирована в XVI – XVII вв., когда европейское историческое сознание (и знание) переживало один из первых серьезных кризисов, во многом похожий на современный. Его можно рассматривать как кризис профессионального сообщества, свойственных ему способов воспроизводства знаний и методов работы: так, когда в XVII веке возникает проблема критерия истинности документа. Целью настоящего исследования является рассмотрение альтернативных исторических повествований, появляющихся в результате неудоволетворенности официальной (или просто доминирующей) историографией, которая, как кажется, допускает намеренные или случайные умолчания, пробелы, недоговоренности, и проч. В фокусе исследования находятся способы заполнения таких воображаемых и реальных пустот, что приводит к формированию новых исторических и литературных жанров (анекдоты, панорамы), разработке новых предметных полей (история повседневности) и концептуализации прошлого (как «исторического опыта», и проч.).


Проект 2 Социокультурное моделирование новых сообществ в театре ХХ-ХXI вв.

2017   Руководитель: Ю.Г. Лидерман
В проекте ставится задача методологической работы с перформативным измерением художественной культуры ХХ-ХХI веков. Несколько зон повышенной социально-театральной активности в российском искусстве: 1910–1920, 1960–1970, 1985–2000 гг. и современность исследуются наперекор сложившейся в России культурной ситуации институциональной «архивации» информации. Театральные сообщества и сообщества перформансов и акций рассматриваются с точки зрения культурной антропологии (театра) и социальной истории (искусств).


Проект 3 Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии и культурные практики (1946—1985)

2017   Руководитель:
Непосредственные последствия изоляционистских тенденций в политике советского руководства конца 1940-х – 1970-х изучены уже довольно хорошо. Однако помимо таких очевидных тем, как политическая пропаганда, эмиграция или цензура, до сих пор очень слабо изучено влияние искусственно поддерживаемых в обществе изоляционистских настроений на развитие культуры, науки и образования. Основной предмет нашего предполагаемого исследования -- расширительно понимаемая эпистемология: характерные для определенной эпохи и культуры формы интерпретации знаний о мире. С этой точки зрения мы предполагаем изучить советские послевоенные антиутопии; структурализм в советских науках о культуре; трансфер идей в области образования через «железный занавес»; практики мемориализации жертв Второй мировой войны.


Проект 4 Космический проект в российских и американских медиа: динамика формирования общественного мнения

2017   Руководитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк
Тема космических достижений в последние годы снова возвращается в верхние строки политической повестки дня. В США от того, как будет с помощью медиа формироваться общественное мнение в отношении исследований космоса, напрямую зависят государственные бюджеты космических программ, масштабы привлечения частных инвестиций и коммерческие перспективы космического туризма. В России, в связи с особенностями формирования общественного мнения при помощи медиа, такой прямой зависимости нет, в то же время, современные космические достижения становятся важной частью формирования как внешнеполитического, так внутреннего, построенного на ностальгических нарративах, образа страны.

Изучение того, как освещалась космическая гонка 1950-1970 гг в США и России, позволяет выявить возникновение новых политических тем и риторических инструментов, помогающих преодолеть противоречие между важной для обеих сторон логикой противостояния двух систем и глобальным характером задач освоения космоса.


Проект 1 Институциональная динамика и социальные сети в позднесоветский период (1965—1991 гг.)

2016   Руководитель: М.Л. Майофис, И.В. Кукулин
Историки сегодня обращают все большее внимание на трансформации социальных сетей, особенно в авторитарных обществах. Важнейшие процессы в таких обществах основываются на сетевых взаимодействиях, формирующих непубличные сферы обмена информацией, профессиональных связей, неформальных экономических отношений. Как мы полагаем, наш проект позволит восполнить недостаток исследований советских форм социальности, сложившихся в период 1970-х – как показывают современные исследования, ключевой для формирования многих направлений дальнейшего развития российского общества. Основные задачи этого проекта -- изучить трансформацию социальных институтов (формальных и неформальных) в позднесоветском обществе и взаимодействие институтов с социальными сетями, складывавшимися вокруг институтов и/или функционировавших как независимые квазиинституциональные структуры, а также рефлексию «сетевого общества» и особенности изображения советского «сетевого человека» в кинематографе 1970-х годов.


Проект 2 Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики

2016   Руководитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, О.Н. Запорожец
Дигитализация или существование информации в виде цифрового кода – процесс, в последние десятилетия радикальным образом изменивший как городскую жизнь, так и городские исследования, вынужденные оперативно реагировать на стремительно изменяющуюся структуру городского опыта. Теоретики единодушно признают, что дигитализация создает новое качество городской жизни – ранее не существовавшие виды пространств, повседневных практик, материальных объектов, символическую среду. Все эти изменения ставят перед администрацией города, а также девелоперами, архитекторами, художниками и самими горожанами целый комплекс новых проблем. Как должна быть организована коммуникация между муниципальными властями и горожанами? Каковы ее эффективные компоненты? Как использовать сайты и мобильные приложения? Как должны измениться транспортные системы в ситуации дигитализации и использования пассажирами многочисленных гаджетов? Как музей должен реагировать на изменившиеся коммуникативные привычки горожан? Как планировать городские публичные пространства в ситуации дигитализации? Как максимально использовать возможности обратной связи, которые представляет «мобильный интернет» и т.п.?

Если в предыдущие годы в фокусе исследования были, в основном, методологические проблемы изучения гибридной городской среды современных городов, а также изучение городского активизма и художественных инициатив; в проекте 2016 года основное внимание будет уделено государственным программам, создатели которых используют цифровые технологии для оптимизации и повышения эффективности коммуникации с горожанами и городскими сообществами.


Проект 3 Знание на экране: интерфейсы и визуализация в цифровых гуманитарных проектах

2016   Руководитель: Г.А. Орлова
Проект посвящен изучению визуальных аспектов гуманитарного знания, производимого посредством компьютерных технологий. Он отвечает на актуальные вызовы дигитализации науки, культуры, коммуникации и завершает цикл исследований цифровой гуманитаристики, проводимых на базе ЛИКИ. В условиях, когда гуманитарии создают и представляют результаты своего интеллектуального труда при помощи нечеловекомерной техники и невидимых программных кодов, именно «экран» становится главной репрезентативной поверхностью исследовательской работы, а способы управления видимостью превращаются в важную часть дизайна отдельного исследования и политики знания в целом.


Проект 1 Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (образование, наука, культура)

2015   Руководитель: М.Л. Майофис, И.В. Кукулин
Предлагаемый проект посвящен изучению нескольких тесно связанных между собой вопросов: 1) собственно изменениям в строительстве институтов – формальных и неформальных, публичных и «теневых» (а также промежуточных форм), 2) их социальному и политическому контексту, в том числе международному, 3) их социально-психологическим предпосылкам и последствиям. Последнее нам представляется особенно важным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Мы предполагаем изучить взаимовлияние общественных настроений и изменений в самосознании людей, с одной стороны, и институционального развития, с другой. Именно на этом направлении при исследовании других стран и периодов были получены наиболее важные результаты, позволяющие обсуждать общие закономерности социальной динамики современных обществ.


Проект 2 Медиа и технологии в современном городе

2015   Руководитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, О.Н. Запорожец
Развитие цифровых технологий и влияние сетей стали одной из самых востребованных тем в социальных науках последнего десятилетия. Не меньшей популярностью пользуются и городские исследования, которые отражают множественные изменения современных мегаполисов. В своем проекте мы предлагаем объединить эти направления в разговоре о требованиях, предъявляемых цифровой эпохой к современному городу и городским исследованиям. Основная цель исследования: изучить теоретические основания и практические возможности включения знаний о конструктивных, коммуникативных, технологических и других изменениях, происходящих в цифровую эпоху, в деятельность по изменению и улучшению облика и структуры современных российских городов.


Проект 3 Механизмы рецепции и переосмысления европейских теорий и методик государственного управления в России на этапе формирования модерных государственных институтов

2015   Руководитель: И.И. Федюкин
Основная цель исследования: Выявление механизмов рецепции и переосмысления европейских теорий и методик государственного управления в России периода нового времени (конец XVII – первая половина XVIII века) и определение роли этих механизмов в формировании ключевых государственных институтов.


Проект 1 Интерактивный город: коммуникативные практики, пространства, медиа

2014   Руководитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, О.Н. Запорожец
Опосредованная коммуникация является одним из основных конституирующих элементов культурной и социальной среды современного мегаполиса, синхронизируя и координируя социальную жизнь. Развитие интернет-коммуникации усложнило взаимодействие горожан, задействовав дополнительный регистр общения. Оно не привело к отмене коммуникации в физическом пространстве города, но сделало ее более сложной, прерывистой, способствовало переносу навыков интернет-общения в физическое пространство города. Кроме того, параллельные процессы изменения городской визуальной среды, ее активное освоение горожанами (как обывателями, так и специализированными группами – уличными художниками, городскими и политическими активистами, и пр.) способствовали формированию новой городской чувствительности и гораздо более активному использованию города как коммуникативной площадки. Таким образом, коммуникативное пространство города значительно изменилось, что создает необходимость осмысления происшедших сдвигов и готовности к ним горожан. Одна из основных зон напряжения и непроясненности в современных городских исследованиях и исследованиях медиа связана с вопросом о физическом и виртуальном пространстве коммуникации, их противостоянии, взаимодействии и взаимовлиянии. Объектом исследования становится московское городское пространство.


Проект 2 Анатомия финансовой системы: налоги, бюджет и информация в России раннего Нового времени

2014   Руководитель: И.И. Федюкин
Система налогообложения в европейских государствах, а также в России раннего Нового времени подверглась существенным изменениям. Изменения эти происходили под воздействием различных факторов – с одной стороны, необходимости для государства реагировать на внешние вызовы, с другой, необходимости реагировать на поведение самих налогоплательщиков, их сопротивление фискальной политике государства. Ключевым для изучение налоговой политики является понимание того, как эти изменения осмыслялись и оправдывались самим правительством – и как в процессе этого осмысления переплетались заимствованные теории государства, права, фискальной политики, а также бытующие в России представления об обществе, человеке, власти монарха и роли поданных.


Проект 3 Концептуальные основания советской образовательной политики (1920—1980-е)

2014   Руководитель: М.Л. Майофис
В настоящее время вопросы реформирования системы образования в очередной раз оказываются в центре общественного внимания. Острота дискуссий, связанных с проведением реформы, настоятельно требует помещения современной ситуации в историческую перспективу. На протяжении всего периода существования советского государства образовательная система никогда не представляла собой законченного целого, постоянно подвергаясь более или менее значительным преобразованиям. Основная цель исследования – реконструировать стратегии официальной образовательной политики в рассматриваемый период, а также концептуальные подходы к их проектированию («сближение школы с жизнью», «политехнизация образования», планирование и эффективность в среднем и высшем образовании, включение достижений науки в образовательный процесс и др.), а также возможности проблематизации данных подходов, существовавшие как изнутри, так и извне партийно-государственного аппарата.


Проект 1 Местные агенты государства в России раннего Нового времени

2013   Руководитель: И.И. Федюкин
Ключевым фактором, определяющим эффективность государства раннего Нового времени в России, являлась способность правительства обеспечить взаимодействие достаточно немногочисленных коронных агентов с разветвленными сетями местных самоуправляемых общин, выступавших в качестве посредников между местными чиновниками, офицерами у подушного и рекрутского сбора и другими представителями центра, с одной стороны, и массами податного населения -- с другой. При этом, разумеется, возникала весьма сложная картина разнонаправленных интересов, не укладывающаяся в привычную дихотомию «управляющие vs. управляемые». Итоговая эффективность фискальной политики определялась тем, как сочетались на практике векторы этих интересов.


Проект 1 Категория «необычного» в европейской историографии: концепции и методы исследования

б/н   Руководитель:
За последнее столетие историческая наука разработала обширный инструментарий для анализа и фиксации обычной, повседневной жизни людей. Процесс демократизации исторического знания сопровождался все большим недоверием к экстраординарному в истории. В результате необычные события и обстоятельства либо деконструируются вплоть до обнажения их ординарности, либо отодвигаются в область культурной мифологии. Хотя за этим феноменом скрываются причины онтологического порядка, в практическом плане это следствие недостаточной теоретической разработанности проблемы, которую предполагается восполнить.