События
Объявление о конкурсе
«Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2019»
Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com
В теме письма указывайте: КС-2019 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка
Даты приема заявок:
- для подающих на проекты МВШСЭН – до 20 августа 2018 года (включительно)
- для подающих на проекты ШАГИ РАНХиГС – до 31 октября 2018 года (включительно)
Фонд Михаила Прохорова, Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС) и Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка, далее – МВШСЭН) проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ и МВШСЭН в течение шести месяцев 2019 календарного года.
Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.
Цели и задачи конкурса
- Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ и МВШСЭН. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.
- Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.
- Цель программы – предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в ведущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.
Структура индивидуального гранта
В 2019 году возможно подать заявку на гранты четырех видов:
I. Стажировка в МВШСЭН. Стажировка предлагается для абитуриентов и студентов программы «История советской цивилизации» (МВШСЭН/РАНХиГС)». Гранты предлагаются для соискателей из г. Москвы и регионов России. Грант Фонда Михаила Прохорова для стажировки в МВШСЭН включает в себя:
- Единовременную выплату в размере 140 000 рублей (2 гранта)
- Единовременную выплату в размере 70 000 рублей (8 грантов)
II. Стажировка в ШАГИ РАНХиГС. Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:
- Ежемесячную выплату в размере 55 000 рублей (без учета подоходного налога). Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки (17 300 руб.). Срок стажировки 6 месяцев. (8 грантов)
- Для жителей Москвы – Ежемесячную выплату в размере 35 000 рублей (без учета подоходного налога). Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки (17 300 руб.). Срок стажировки 6 месяцев. (2 гранта)
В конкурсе могут принять участие
- граждане и/или налоговые резиденты РФ;
- не старше 40 лет;
- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2014 года);
- аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;
- абитуриенты и студенты магистерской программы «История советской цивилизации» (МВШСЭН/РАНХиГС) для проектов МВШСЭН;
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ или МВШСЭН;
- имеющие возможность провести шесть месяцев 2019 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;
- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);
- приветствуется знание других иностранных языков.
Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии – 2019», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.
Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.
Список документов, необходимых для участия в конкурсе Загрузить
- Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.
В начале письма указывайте, пожалуйста, на какой из проектов ШАГИ или МВШСЭН Вы подаете заявку. Укажите также, в какие 6 месяцев 2019 года для Вас предпочтительнее пройти стажировку.
- CV (краткая автобиография и список научных публикаций).
Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.
- Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат.
Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ или МВШСЭН Вы подаете заявку (см. ниже)!
- Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).
- Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.
- Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.
- Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).
- Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.
Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).
Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:
Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.
Гринцер Николай Павлович – доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Модели политической риторики в литературных и исторических памятниках античности и раннего средневековья».
Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета, профессор и научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, руководитель конкурса «Карамзинские стипендии».
Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Современный город в актуальных речевых жанрах, спонтанных практиках и локальных самоназваниях».
Спиридонов Владимир Феликсович – профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Когнитивные модели решения проблемных ситуаций».
Старостин Георгий Сергеевич – канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Разработка словарно-энциклопедических структур для описания понятийной картины мира традиционных цивилизаций Востока».
Неклюдова Мария Сергеевна – Ph.D., заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС, заведующая Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв.»
Олейников Андрей Андреевич – к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Проблема соотношения прошлого и настоящего в современных теориях исторического и социального времени».
Лидерман Юлия Геннадьевна – кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Социокультурное моделирование новых сообществ в театре и в перформативных практиках XX – XXI вв.».
Петров Никита Викторович – кандидат филологических наук, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Современный город в «культурных текстах» и уличных практиках».
Кончаков Роман Борисович – кандидат исторических наук, доцент, руководитель программ Public History и «История советской цивилизации» (МВШСЭН), со-руководитель лаборатории «Социальной и экономической истории» ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Мобилизационная экономика СССР в период войны: люди и система».
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна – кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии».
Структура работы приглашенного исследователя в проектах
В период пребывания в ШАГИ и МВШСЭН приглашенный исследователь должен заниматься:
- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни ШАГИ и МВШСЭН (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег о ходе своей работы.
Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством ШАГИ и МВШСЭН и руководителем исследовательского проекта.
Формы отчетности
- По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ или МВШСЭН:
- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.
- По итогам работы в ШАГИ и МВШСЭН исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:
- отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;
- финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.
При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.
Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.
По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе ШАГИ РАНХиГС или МВШСЭН.
Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.
ШАГИ и МВШСЭН предоставляет исследователям:
- Место для работы в помещении ШАГИ или МВШСЭН, компьютер.
- Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС и МВШСЭН.
- Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ и МВШСЭН.
- Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.
- Постоянную консультационную поддержку.
Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.
Проекты ШАГИ 2019 года Загрузить
Проект 1. Риторика мифа в античности и средневековье Руководитель темы: Н. П. Гринцер
В культурах античности и средневековья миф, с одной стороны, составлял основу традиции, с другой – в силу присущей ему внутренней амбивалентности являлся одной из важнейших форм адаптации культурного наследия к меняющемуся социально-политическому контексту. Изучение механизмов этой адаптации в литературных и исторических памятниках позволяет, во-первых, выявить специфику использования древними авторами традиционного материала и, во-вторых, взглянуть под новым углом зрения на формирование политических и идеологических установок, зачастую также описываемых в категориях «мифа» («афинский миф», «римский миф»). Наконец, учитывая важнейшее значение античного наследия для последующего развития культур Европы и России, изучение социально-политической трансформации мифа в эти эпохи позволяет вывить основы и глубинные закономерности формирования «политической мифологии» вплоть до современности.
Основная цель исследования: выявить особенности использования мифологических моделей в литературных и исторических памятниках античности и средневековья и показать его тесную взаимосвязь с актуальной политикой. Для создания наиболее полной и последовательной картины внимание будет уделено текстам не только различных эпох, но и принципиально различных типов и жанров: драме, повествовательной исторической и научной прозе, лирической поэзии, правовых текстах. Отдельной задачей станет исследование места мифологии в инструментарии античной риторики, как практической, так и теоретической (в частности, в важнейшем риторическом трактате «Воспитание оратора» Квинтилиана).
Руководитель проекта: Николай Павлович Гринцер, доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС, зав. кафедрой классической филологии РГГУ.
Требования к кандидатам:
Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:
- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.
- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;
- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;
Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.
Приветствуются:
- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;
- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).
Проект 2. Психологические механизмы планирования, регуляции и контроля процессов разрешения проблемных ситуаций Руководитель темы: В.Ф. Спиридонов
На сегодняшний день подробно описаны основные этапы процесса решения мыслительных задач (H. Poincaré, 1913; G. Wallas, 1926; R. Sternberg, 1986), факторы, влияющие на его успешность (P. Oléron, 1963; K. Kotovsky, J.R. Hayes, H.A. Simon, 1985), состав процессов решения (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.В. Брушлинский, 1979; Ж.-Ф. Ришар, 1998), виды и функции различных интеллектуальных средств (Ж. Пиаже, 1969; И.И. Ильясов, 1992; В.В. Давыдов, 1972; В.Ф. Спиридонов, 2000), личностные и мотивационные переменные решения (О.К. Тихомиров, 1969; Х. Хекхаузен, 2001; A. Bandura, 1989) и, наконец, возможные механизмы решения (Simon, Kaplan,1990; Seifert at al., 1995; Smith, 1995; Knoblich, Ohlsson,1999; MacGregor, Ormerod, Chronicle, 2001; Fleck, Weisberg, 2013). Однако большинство исследований не поднимает вопроса о взаимодействии процессов планирования, регуляции и контроля и об их распределении по различным этапам процесса разрешения проблемной ситуации, о различиях между опытными экспертами и новичками в плане выраженности названных показателей. Исследование распределения процессов планирования, регуляции и контроля по этапам процесса решения проблемной ситуации в связи с успешностью ее разрешения является ключевой новизной данного исследования.
Целью программы в целом является эмпирическое исследование роли процессов планирования, регуляции и контроля в ходе разрешения проблемных ситуаций. Экспериментальная часть программы будет опираться на методы и подходы, сформулированные в работах и В.Ф. Спиридонова (Спиридонов, 2006, 2013, 2014).
Основные задачи, решаемые в рамках исследования:
1. Проанализировать роль процессов планирования, регуляции и контроля в ходе разрешения проблемных ситуаций различных типов;
2. Сравнить процессов планирования, регуляции и контроля в ходе разрешения проблемных ситуаций у решателей разной степени компетентности, работающих в разных предметных областях;
3. Сравнить процессы планирования, регуляции и контроля на разных этапах решения (включая моторные, перцептивные и концептуальные составляющие);
4. Проанализировать роль эвристических стратегий в ходе решения;
Как в процессе, так и по итогам выполнения проекта предполагается публикация статей в российских и зарубежных реферируемых научных изданиях и доклады на российских и международных конференциях.
Руководитель темы: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
- знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме;
- владение основами экспериментальной психологии.
Проект 3. «Семиотические идеологии» и логика смыслопорождения в фольклорных текстах / культурных практиках (сопоставительные аспекты) Руководитель темы: С. Ю. Неклюдов
Системы норм, ценностей и убеждений, разделяемых членами определенного коллектива, составляющих его «культурный уклад» и направленных на его сплочение, могут рассматриваться с точки зрения их знаковой природы – как семиотические идеологии, определяющие позиции социального человека и социальных общностей. Это понятие было рецепиировано в культурную антропологию и фольклористику из языкознания, где существует понятие «лингвистические идеологии» (то, как носители языка артикулируют свои представления о языке и его структурах). В случае «семиотических идеологий» речь идет о «внутрикультурной» точке зрения, «эмной» рефлексии над процессом производства смыслов. Акцент, таким образом, смещался с процесса означивания / декодирования «сообщения» на его социальный контекст, на правила, лежащие в основе этого процесса, его условия и последствия; ученых интересуют «эмные» фреймы этого процесса – кто кодирует-декодирует «сообщение» и как он осознает это; как и почему объекты становятся «означающими», какие практики интерпретации считаются социально приемлемыми и эффективными и как они меняются со временем. Изучение семиотических идеологий на базовом ритуально-мифологическом и фольклорном материале способствует выработке адекватного аналитического инструментария для дальнейших, более широких исследований культурных символов, «внутренних» артикулированных представлений о механизмах фольклорной традиции, их контекста, условий и последствий.
Акцент в планируемом проекте, таким образом, переносится от способов кодирования и распространения семиотического «сообщения» на функционально-семантический уровень изучения традиции, к рассмотрению его содержательных и прагматических аспектов. При анализе «картины мира» традиции и разных форм ее текстуализации (вербальных, предметных, изобразительных, акциональных), учитывается не только операционный и позиционный, но и экзегетический параметр культурных символов. Сравнение внутренней, «эмной», и внешней, «этной» точек зрения позволяет увидеть логику нормативной герменевтики культуры. Изучение культурной традиции как ансамбля семиотических идеологий приближает к пониманию глубины и сложности культуры как живого процесса, а не только устойчивой модели, соотношения относительно устойчивого «ядра» и мягкой, подвижной «оболочки».
Объектом исследования являются артикулированные представления носителей традиции о том, каким образом, при каких условиях и с какими последствиями формируется «картина мира» традиции в качестве мировоззренческой / идеологической системы. Разделы темы:
- Дистрибуция мифологических мотивов как след фольклорной миграции и маркер культурного региона. Создание электронного ресурса, посвященного евразийским мифологическим мотивам, которые по географическому распределению разделяются на несколько кластеров: сравнительно недавние миграции и изолированные культурные макрообласти, свидетельствующие о древних межрегиональных связях.
- Экзегетический параметр ритуально-мифологических символов и артикулированные («внутренние») представления о механизмах фольклорной традиции, их контекстов, условий, последствий. Понятие «экзегетический параметр символа» ввел Виктор Тэрнер, изучавший ритуальную систему африканского народа ндембу и полагавший, что учет этого параметра может лучше понять ритуальную символику. В последние годы, под влиянием «материального поворота» в антропологии, в этот концептуальный контекст были включены новые аспекты: акцент сместился с социального / политического контекста производства смыслов на роль в этом процессе материальных объектов и режимов чувствования (способов медиации человека и трансцендентного, предполагающего разные режимы – аудиальный, визуальный, ольфакторный, соматический и т.д.).
- Актуальные способы интерпретации иконографических сюжетов как проблемы культурной коммуникации в научном и научно-популярном дискурсе, в среде носителей традиции (иконописцы) и в прихрамовом фольклоре. Комплексный анализ стратегий и практик коммуникации с сакральными объектами и исследование храмового фольклора, позволит рассмотреть роль демонологии / «образа врага» в визуальной культуре, изучить актуальные способы ее интерпретации современными прихожанами и иконописцами. Народная демонология как раздел «низшей мифологии», границы «империи зла», ее агенты и обитатели.
- Междисциплинарное исследование логики, согласно которой носители традиции понимают закономерности формирования и функционирования ее «символического пространства» / «картины мира»; изучение связанных с этим механизмов семиотической текстуализации. Продвижение в понимании внутреннего устройства «картины мира», правил, лежащих в ее основе и обуславливающих структурный переход с одних уровней символической системы на другие.
Проект базируется на новых концепциях и методах фольклористики (функционально-семантическом анализе текста), искусствознания, социальной и культурной антропологии (методы символического анализа, концепция семиотических идеологий), семиотики, статистики, кластеризации данных; при помощи новых статистических методов создается дистрибутивная классификация евразийских мифологических мотивов, которая – за счет обращения к историческим и археологическим источникам, а также к данным лингвистики и популяционной генетики – позволит реконструировать эволюцию религиозно-мифологических представлений евразийских народов.
Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, гл. научн. сотр. лаборатории теоретической фольклористики, ШАГИ ИОН РАНХиГС.
Требования к кандидатам: общая фольклорно-антропологическая грамотность.
Проект 4. Экспериментальный театр ХХ-ХХI вв. как лаборатория публичной речи Руководитель проекта: Лидерман Ю. Г.
Театр ХХ века может быть осмыслен как поле практик, в которых отражаются культурные изменения обществ современной и постсовременной эпох.
Сегодня ни зрелище, ни артефакт не осмысляются практиками, теоретиками и публикой в театре как результат художественного процесса. Напротив, теории перформативной эстетики предлагают вместо зрелища, увидеть в театре процесс трансформации культурного порядка. Экспериментальный театр отменяет привычные конвенции зрительского участия в спектакле, молчаливое внимание сменяется различными формами взаимодействия, в том числе и производством суждений, обсуждений, включенных в событийность театра.
Объектом исследования станет “сценическая речь” и ее актуальные теории и значения в театре ХХ-ХХI веков.
Основная цель исследования: рассмотрение истории экспериментального театра в России и Европе как исследование новых речевых форм: от коллективной декламации, импровизированных речей защиты и обвинения начала ХХ века до storytelling и исторических свидетельств в театре начала ХХI вв.
Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, к. культурологии, доцент, ст. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС yg-liderman@ranepa.ru
Требования к кандидатам:
Мы приглашаем культурологов, философов, театроведов, искусствоведов, филологов, лингвистов, желающих присоединиться к изучению экспериментальных форм в театре ХХ-ХХI вв. и имеющих публикации по теме.
Приветствуется:
– знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме,
– расположенность и опыт научно-организационной деятельности.
Проект 5. Фольклор / постфольклор в культурном пространстве города XX-XXI вв: нарративные и поведенческие стратегии Руководитель проекта: Петров Н.В.
Активные изменения социального пространства города и нарастание роли «новых медиа» значительно трансформируют модели возникновения, передачи, а также функции вернакулярных текстов города (понимаемых широко – от устного и письменного вербального текста до целых комплексов ритуализованных практик). В то же время, сами такие тексты в некоторой степени определяют и трансформируют социальный ландшафт города. Высокий темп таких взаимных изменений делает необходимым постоянное отслеживание развития вернакулярных практик и поддерживающих их городских текстов.
Основная цель проекта состоит в том, чтобы выявить культурные механизмы, лежащие в основе трансмисии городских текстов, увидеть «смысл» и прагматику низовых высказываний и уличных практик («какое послание содержит данный текст»), и причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими текстами и поведенческими реакциями»).
В проекте особое внимание будет уделяться изучению рефлексий представителей локальных городских коммьюнити, неофициальной культурной памяти жителей города, актуальному политическому фольклору, механизмам интенсивной трансформации текстов и практик горожан, связанных с аффордансами онлайн-технологий, нарративам власти.
Объектом исследования являются:
1. вернакулярные тексты и практики горожан, бытующие городе в устной и письменной (в том числе сетевой) форме;
2. культурный текст и культурная память жителей города, артикулированные в текстах фольклора, литературы и медиа, а также в ритуализованных практиках и нарративах;
3. названия жителей населенных пунктов и связанные с ними рефлексии;
4. локальная идентичность, ее экспликация в текстах и практиках;
5. вербальная и акциональная экспликация политической культуры и политического сознания современных горожан.
Методы и методология исследования, применяемые при реализации проекта:
1. Полевые экспедиционные исследования (интервьюирование, проведение массовых опросов, включенное наблюдение).
2. Мониторинг и массовое обследование сетевых источников, включая тексты социальных медиа (с использованием количественных методов и статистического анализа).
3. Исследование литературных и архивных текстов (при помощи контент-анализа, текстологического и семиотического анализа, структурно-типологического анализа, статистического анализа).
4. Формализованное описание содержания текста проводится с помощью методов контент-анализа.
5. Социальный контекст дискурсивных явлений изучается при помощи критического дискурс-анализа (Т. Ван Дейк, Н. Фэркло).
6. Определение сроков жизнедеятельности текста, уровня интереса к нему, скорости его распространения, корреляции между признаками текста и признаками его носителей требуют работы на больших объемах информации и применения количественных методов, в частности, статистического инструментария на основании базы данных.
7. Уточнение форм бытования текстов проводится на основании метода включенного наблюдения и насыщенного описания; применяется метод case study, понимаемый тематически и методологически на стыке с социокультурной антропологией.
Для реализации проекта важным оказывается знакомство соискателей с исследованиями современной городской легенды, современного анекдота, городской мифологии и т. д., зарубежный опыт изучения городского фольклора и городских сообществ. Из последних можно отметить следующие: Dégh L. Legend and Belief: Dialectics of a Folklore Genre. Indiana University Press, 2001; Enders J. Deathby Drama and Other Medieval Urban Legends. University of Chicago Press, 2002; Donovan P. No Way of Knowing: Crime, UrbanLegends, and the Internet. New York City: Routledge, 2004; Hanks M. Haunted Heritage: The Cultural Politics of Ghost Tourism, Populism, and the Past. Left Coast Press, 2014. Лоу, С. Пласа. Политика общественного пространства и культуры. М., 2016. Для современной российской действительности гораздо естественнее рассматривать семиотические тексты постфольклора в одном ряду с массовой культурой или культурой повседневности. Из последних отечественных исследований по данной теме отметим работы по традициям современного города (М.Д. Алексеевский, А.С. Архипова, М.В. Ахметова, С.Ю. Неклюдов, А.А. Панченко, Н.В. Петров, Д.А. Радченко). Для нашего проекта имеют значение концепции, переосмысляющие культуру в виде множества единиц, которые развиваются и распространяются наподобие живых организмов. Например, меметика С. Блэкмор (2000), продолжающая идею Ричарда Докинза о «мемах» как элементарных единицах передаваемой культурной информации (Докинз 2015, 2016), или «эпидемическая» модель Д. Спербера (Sperber 1996), в которой акцент делается не на распространяемых единицах, а на ситуациях и сетях взаимодействий, в которых происходит передача. Современное поле медиа- и интернет-исследований открывает возможность для применения такого рода теоретических разработок. Так, в проекте реализуется одна из ключевых для теоретической логики Г. Тарда идея количественной оценки множества действий и взаимодействий микроуровня (Latour 2010) – в нашем случае, множества пересказов (перепостов) текстов и изображений.
Такой подход приводит к новому, отличному от классического, пониманию городского «общества» и «городской культуры», механизмов трансмиссии городского текста и прагматики его использования в различных дискурсивных стратегиях.
Исследования, проведенные в результате выполнения проекта, необходимы для понимания того, как устроено локальное самосознание в языке и урбанистических «культурных текстах». Проект предполагает продолжение масштабного исследования городских текстов и практик и мониторинга фольклорной активности жителей города как реакции на актуальные события.
Конкретным результатом исследования станет написание итоговых работ по следующим проблемам:
1. механизмы трансмиссия фольклорных / постфольклорных / парафольклорных текстов;
2. функционирование современного политического фольклора;
3. особенности и специфика культурной памяти в городе;
4. прагматический аспект использования названий жителей и рефлексии локального сообщества по их поводу;
5. трансформация текстов и практик горожан в условиях цифровых медиа;
6. город в нарративах и практиках религиозных групп: конструирование пространства в локальном сообществе;
7. конструирование пространств с изменяющимися границами в пределах мегаполиса системой идентификационных текстов, отсылающих к коллективной памяти;
8. ностальгические нарративы жителей города, связанные с локальными пространствами (двор, улица).
Руководитель проекта: Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Научно-исследовательская лаборатория теоретической фольклористики, Школа актуальных гуманитарных исследований, ИОН РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
– наличие исследовательских компетенций в антропологическом исследовании города,
– знакомство с исследовательской литературой,
– наличие компетенций в исследовании медиа.
Проект 6. Реформация классического историзма в современных теориях исторического знания Руководитель проекта: Олейников А.А.
С того времени, как историописание утратило свою связь с риторикой и приобрело статус эмпирической науки, в основу исторического познания был положен принцип историзма, подразумевающий, что все исторические явления должны рассматриваться как преходящие, но имеющие закономерный характер. Сохранявший свою силу до середины XX века, этот принцип стал подвергаться критической ревизии, приведшей на рубеже XX-XXI веков к существенной дискредитации претензий исторической науки на законосообразное объяснение социокультурных процессов. Сегодня история развивается как дисциплина, имеющая большое общественное и культурное значение, но лишенная непротиворечивой эпистемологии. В этой ситуации безусловно заслуживают внимания попытки ряда современных ученых обосновать консистентность исторического знания посредством обновленной концепции историзма.
Цель НИР – обосновать возможность новой концепции историзма, строящейся на примате публичного исторического знания и множественной (нелинейной) исторической темпоральности.
Руководитель проекта: Олейников Андрей Андреевич, к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН.
Требования к кандидатам:
– свободное чтение научной литературы на английском языке.
– наличие публикаций по теме исследования.
Проект 7. Перевод в пространстве культуры: литературная практика как социокультурный феномен Руководитель проекта: Ершова И.В.
Важнейшей формой взаимодействия разных культурных традиций является перевод и заимствование «чужого» текста (а вместе с ним идей, понятий, культурного контекста). Культуртрегерская функция перевода в разные исторические эпохи далеко выходила за границы простого заимствования иноязычных памятников. Компаративные и междисциплинарные исследования последних полутора десятилетий сделали перевод и его роль в культуре, его семантику, прагматику, стратегии одним из ключевых осмысляемых сегодня явлений.
Данный проект продолжает трехлетний научный проект лаборатории историко-литературных исследований и в значительной мере сосредоточен на историческом и социокультурном подходе к проблеме рецепции европейской культуры. Заявленные темы охватывают: проблему зависимости переводческой стратегии от социокультурного запроса аудитории; проблему формирования литературного языка и языка русской литературной критики под влиянием переводческой практики; проблемы перевода классики; проблема перевода и непереводимости: языковые, социокультурные, когнитивные аспекты. Их научное осмысление должно помочь:
– пониманию механизмов взаимодействия русской культуры с иноязычными культурами на разных исторических этапах;
– заполнению «лакун» восприятия русским читателем и исследователем той или иной западноевропейской литературы и культуры (перевод новых текстов);
– выявлению особой роли перевода в механизме смены традиционалистских и инновационных движений в истории культуры;
– демонстрации закономерностей смены переводческих школ и условий смены «сфер перевода» в культуре-реципиенте.
Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, к.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
– специализация по литературе (истории культуры) с углубленным знанием одной из западноевропейских культур;
– свободное владение одним (лучше несколькими) европейскими языками;
– желательно: опыт исследования в области сравнительного литературоведения и/или перевода художественных или научных текстов.
Проекты в рамках программы МВШСЭН «История советской цивилизации: экономика, общество, культура» 2019 года
Проект 8. Мобилизационная экономика СССР в период войны: люди и система Руководитель проекта: Кончаков Р.Б.
Великая отечественная война является ключевым событием истории СССР и России, как его правопреемника. В отличие от истории военных действий, особенностей идеологической работы и некоторых аспектов экономики военного времени, комплексное исследование общества и экономики в период войны еще предстоит осуществить. Руководство СССР оказалось способным в период войны реализовать потенциал мобилизационной экономики в условиях потери важных территорий и проведения масштабных операций по эвакуации предприятий. Изначально, мобилизационная экономика рассматривалась как временный институт, но советский опыт продемонстрировал возможности поддержания и усиления мобилизационного потенциала достаточно долгое время.
Объектом исследования выступает деятельность центрального и регионального руководства СССР по формированию и реализации экономической политики военного времени, а также их реакция на восприятие обществом мер этой политики. Мы планируем сосредоточится на построении коллективной биографии деятелей региональных управленческих элит (руководителей партийных и советских органов областей и директорах предприятий союзного подчинения).
Основной целью исследования является попытка экономической интерпретации событий Великой отечественной войны (1941–1945), выявление масштабов и характера изменения режима функционирования мобилизационной экономики, реакции общества на эти изменения.
Основные задачи, решаемые в рамках исследовательского проекта:
1. Особое внимание будет уделено трансформациям внеэкономических методов, происходивших в силу постоянной эксплуатации мобилизационной модели советской политической элитой.
2. Зависели ли эти трансформации от предшествующей карьерной траектории (включая политические репрессии), социальных характеристик региональных управленческих элит?
3. Изучение возникшего в начальной период войны феномена ситуативного расширения хозяйственной самостоятельности региональных управленцев вследствие экстремальных условий и необходимости самостоятельного принятия решений (предполагается изучить характер и обстоятельства возникновения данного феномена, темпоральность расширения возможностей представителей региональных элит и ее последующую редукцию на завершающем этапе ВОВ);
4. Какова была динамика личностной адаптации к условиям мобилизационной экономики военного времени? Социально-антропологические кейсы руководителей (их личных судеб и судеб их семей в период войны и в послевоенные годы) предполагают обращение к источникам личного происхождения.
Руководитель проекта: Кончаков Роман Борисович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории МВШСЭН
Требования к кандидатам:
– специализация по истории, филологии с устойчивым интересом к истории России первой половины ХХ в.;
– владение иностранным языком (предпочтительно – английский), в объеме, достаточном для работы с научной литературой;
– желательно: опыт самостоятельной исследовательской деятельности, связанный с работой в архивах;
Приветствуется:
– расположенность к научно-организационной деятельности.
Проект 9. Человек в советской истории: государственные проект, реальные судьбы и историческая память Руководитель проекта: Зорин А.Л.
Советская история, опыт которой сегодня находится в фокусе особенно пристального общественного внимания, может быть осмыслена через призму человеческого субъекта как пространства пересечения различных и идеологических социальных процессов.
Осмысление советского прошлого через двойную призму подходов исторической антропологии и более традиционных подходов социально-политической истории может дать существенный эффект для понимания этого времени как сложно составного и многообразного, но именно цельного проекта. Вопрос о том, как внутри советского субъекта преломлялись идеология и социальная реальность все еще остается недостаточно изученным. В тоже время образ советского человека играет значительную роль в исторической памяти в современной России. Все это говорит о важности рассматривать сегодня историю СССР через изучение человека в пространстве советского.
Объектом исследования станет человек, как действующий субъект советской истории и объект воздействия советской идеологической и государственной системы.
Основная цель исследования: рассмотрение человека в советской истории как пространства пересечения идеологических и социальных процессов: от попытки формирования идеального советского субъекта до тактик приспособления к советской социальной реальности.
Руководитель проекта: Зорин Андрей Леонидович, доктор филологических наук, профессор университета Оксфорда., ст. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
Мы приглашаем историков, культурологов, филологов, антропологов, желающих присоединится к изучению человека как субъекта советской истории и имеющих публикации по теме.
Приветствуется:
Знание английского, позволяющее читать научные статьи на английском, расположенность к научно-организационной деятельности.