События
Объявление о конкурсе
«Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2018»
Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com
В теме письма указывайте: КС-2018 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка
до 27 ноября 2017 года (включительно)
Фонд Михаила Прохорова и Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС) проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение шести месяцев 2018 календарного года.
Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.
Цели и задачи конкурса
- Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.
- Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.
- Цель программы – предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в ведущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.
Структура индивидуального гранта
Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:
- Ежемесячную выплату в размере 60 000 рублей (без учета подоходного налога).
- Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки (17 300 руб.).
- Компенсацию дорожных расходов (одна поездка в Москву от места проживания и обратно, эконом-класс).
Всего выделяется 10 грантов.
В конкурсе могут принять участие
- граждане и/или налоговые резиденты РФ;
- не старше 40 лет;
- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2013 года);
- аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;
- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;
- имеющие возможность провести шесть месяцев 2018 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;
- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);
- приветствуется знание других иностранных языков.
Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии – 2018», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.
Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.
Список документов, необходимых для участия в конкурсе:
- Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.
В начале письма указывайте, пожалуйста, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку. Укажите также, в какие 6 месяцев 2018 года для Вас предпочтительнее пройти стажировку.
- CV (краткая автобиография и список научных публикаций).
Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.
- Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат.
Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!
- Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).
- Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.
- Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.
- Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).
- Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.
Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).
Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения
- Конкурс объявляется открытым с 20 сентября 2017 года. Заявки принимаются с 20 сентября по 27 ноября 2017 года (включительно).
- Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com до 27 ноября 2017 года (включительно).
- Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2018 года, не регистрируются и не рассматриваются.
- Заявки, поступившие на адрес конкурса после 27 ноября 2017 года, не регистрируются и не рассматриваются.
- Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и ИОН РАНХиГС, а также представителей Фонда Михаила Прохорова.
- На первом этапе конкурса (28 ноября — 6 декабря 2017 года) жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.
- На втором этапе конкурса (6 – 15 декабря 2017 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование по скайпу или по телефону (при подаче документов (в CV) необходимо указать свой контактный номер скайпа и телефонный номер). В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.
- Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.
- Список победителей конкурса, получивших приглашение для шестимесячной работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается 25 декабря 2017 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).
- Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение 2 недель после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.
- Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.
- По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут приехать на стажировку.
Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:
Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.
Гринцер Николай Павлович – доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Модели политической риторики в литературных и исторических памятниках античности и раннего средневековья».
Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета, профессор и научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, руководитель конкурса «Карамзинские стипендии».
Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Современный город в актуальных речевых жанрах, спонтанных практиках и локальных самоназваниях».
Спиридонов Владимир Феликсович – профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Когнитивные модели решения проблемных ситуаций».
Старостин Георгий Сергеевич – канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Разработка словарно-энциклопедических структур для описания понятийной картины мира традиционных цивилизаций Востока».
Неклюдова Мария Сергеевна – Ph.D., заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС, заведующая Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв.»
Олейников Андрей Андреевич – к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Проблема соотношения прошлого и настоящего в современных теориях исторического и социального времени».
Лидерман Юлия Геннадьевна – кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Социокультурное моделирование новых сообществ в театре и в перформативных практиках XX – XXI вв.».
Петров Никита Викторович – кандидат филологических наук, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН, руководитель проекта «Современный город в «культурных текстах» и уличных практиках».
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна – кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии».
Структура работы приглашенного исследователя в проектах
В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:
- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни Школы (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег по Школе о ходе своей работы.
Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством Школы и руководителем исследовательского проекта.
Формы отчетности
- По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:
- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.
- По итогам работы в ШАГИ исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:
- отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;
- финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.
При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.
Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.
По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.
Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС предоставляет исследователям:
- Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер.
- Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.
- Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ.
- Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.
- Постоянную консультационную поддержку.
Проекты ШАГИ 2018 года:
Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.
Проект 1. Риторические стратегии репрезентации государства и власти в литературных и исторических памятниках античности и средневековья Руководитель темы: Н. П. Гринцер
На протяжении всего существования европейской цивилизации наследие античной риторики составляла важнейшую часть ее культурного багажа. С одной стороны, античная риторика составила основу системы европейского образования, с другой – выработанная ею система аргументации, устойчивые приемы, образы и «общие места» прочно вошли не только в литературную традицию, но и в политическую практику: опора на греко-римские образцы являлась и до сих является важным составным элементов государственной политики и идеологии как в истории Европы, так и России. Продолжая линию исследований, проводившихся в лаборатории античной культуры ШАГИ в 2015–2017, и посвященных прежде всего соотношению литературы и политики в античности и средневековье, данный проект фокусируется на формах риторического описания государства и власти, выработанных в античности и ставших моделью для европейской культуры в целом, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Основная цель исследования: выявить особенности возникновения и развития основных принципов описания государства и власти в античности от афинской демократии 5 в. до н.э. до римской империи, а также продемонстрировать особенности их трансформации в исторических и правовых текстах средневековья (включая древнерусскую традицию). Для создания наиболее полной и последовательной картины внимание будет уделено текстам принципиально различных типов и жанров: драме, повествовательной исторической и научной прозе, лирической поэзии, в том числе и произведениям, чей политический контекст и риторическая составляющая до сих пор остаются во многом неисследованными (например, «Естественной истории» Плиния). Наконец, отдельной важной задачей исследования станет изучение того, как накопленный литературно-исторический опыт трансформировался в теоретические предписания риторической науки (в частности, в важнейшем риторическом трактате «Воспитание оратора» Квинтилиана).
Руководитель проекта: доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС, зав. кафедрой классической филологии РГГУ Николай Павлович Гринцер.
Требования к кандидатам: Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:
- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.
- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;
- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;
Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.
Приветствуются:
- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;
- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).
Проект 2. Когнитивные модели решения проблемных ситуаций Руководитель темы: В.Ф. Спиридонов
На сегодняшний день подробно описаны основные этапы процесса решения мыслительных задач (H. Poincaré, 1913; G. Wallas, 1926; R. Sternberg, 1986), факторы, влияющие на его успешность (P. Oléron, 1963; K. Kotovsky, J.R. Hayes, H.A. Simon, 1985), состав процессов решения (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.В. Брушлинский, 1979; Ж.-Ф. Ришар, 1998), виды и функции различных интеллектуальных средств (Ж. Пиаже, 1969; И.И. Ильясов, 1992; В.В. Давыдов, 1972; В.Ф. Спиридонов, 2000), личностные и мотивационные переменные решения (О.К. Тихомиров, 1969; Х. Хекхаузен, 2001; A. Bandura, 1989) и, наконец, возможные механизмы решения (Simon, Kaplan,1990; Seifert at al., 1995; Smith, 1995; Knoblich, Ohlsson, 1999; MacGregor, Ormerod, Chronicle, 2001; Fleck, Weisberg, 2013). Однако большинство исследований не поднимает вопроса о соотнесении стратегий решения (т.е. методов и процедур, которые применяет решатель, чтобы достичь цели) и когнитивных моделей проблемных ситуаций, которые возникают в ходе решения. Исследование этой гипотетической связи является ключевой новизной данного исследования.
Целью программы в целом является эмпирическое исследование процессов решения мыслительных задач, включающих использование разноплановых стратегий решения и выявление условий, способствующих и препятствующих применению стратегий в ходе решения. Экспериментальная часть программы будет опираться на методы и подходы, сформулированные в работах В.Ф. Спиридонова (Спиридонов, 2006, 2013, 2014).
Основные задачи, решаемые в рамках исследования:
а) Проанализировать структуру когнитивных моделей, возникающих в ходе разрешения малых творческих задач;
б) Сравнить когнитивные модели проблемных ситуаций у решателей разной степени компетентности, работающих в разных предметных областях;
в) Сравнить когнитивные модели на разных этапах решения (включая моторные, перцептивные и концептуальные составляющие);
г) Проанализировать роль эвристических стратегий в ходе решения;
Как в процессе, так и по итогам выполнения проекта предполагается публикация статей в российских и зарубежных реферируемых научных изданиях и доклады на российских и международных конференциях.
Руководитель темы: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС
Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме. Владение основами экспериментальной психологии.
Проект 3. Механизмы текстуализации «картины мира»: евразийские религиозно-мифологические традиции. Руководитель темы: С. Ю. Неклюдов
Проект посвящен фольклористическому анализу реконструкции, проблемам конструирования и текстуализации культурных смыслов в кросс-культурном контексте. «Картина мира» – «наивный», но весьма устойчивый и по-своему эффективный способ концептуализации действительности, который выработан культурной традицией, базируется на установках коллективной психологии и может описываться как мировоззренческая / идеологическая система. Это свое качество она продолжает сохранять вплоть до нашего времени. Для установления взаимосвязей между фольклорными формами, социальной реальностью и языком акцент в исследовании предполагается делать на сочетании новых концепций и методов фольклористики (функционально-семантический анализ текста), семиотики, кластеризации данных, искусствознания, социальной и культурной антропологии. Данная методология, применяемая для выполнения исследовательского проекта, является авторской разработкой междисциплинарного научного коллектива.
Содержательные разделы темы:
- «Картина мира» как система представлений о действительности – реконструируемая целостность и эксплицируемые фрагменты изобразительных, вербальных, акциональных текстов.
- Мифологический генезис базовых структур «картины мира», ее функционирование в конфессиональных традициях (историческая ретроспектива и современность).
- Коммуникации с сакральными образами (шаманско-буддийские и христианские культуры).
- Трансляция и интерпретации символических смыслов «картины мира»; «свое» и «чужое» в традиции и современности.
Ожидаемые научные результаты НИР относятся к области исследования закономерностей функционирования «картины мира» в культуре – от ее архаических (мифологических) истоков до нашего времени, в частности, на примере важнейшей семантической оппозиции свое – чужое. Изучение этих закономерностей, как и связанных с ними механизмов широко (семиотически) понимаемой текстуализации, должно иметь междисциплинарный характер, с использованием инструментария ряда сопредельных гуманитарных (и не только гуманитарных) наук – генетической критики, лингвистики, социологии, математики. Как можно надеяться, в конечном счете можно принципиально продвинуться на пути познания «фазовых преобразований» при переходе «картины мира» из традиции вербальной (миф) в акциональную (обрядовые практики), из устной (фольклор) в книжную (литература) и далее в изобразительную (скажем, в иконографию) и в современные формы культуры.
Изучение исторической динамики «картины мира» ведет к пониманию наиболее чувствительных общественных процессов сегодняшнего дня; через анализ механизмов ее текстуализации в разных социокультурных, конфессиональных, национальных кодах могут быть прочитаны трудно выявляемые тенденции изменений, протекающих в идеологической, аксиологической и политической сфере современности.
Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор.
Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.
Проект 4. Разработка энциклопедических моделей описания базовой культурной терминологии традиционных цивилизаций Востока Руководитель темы: : Г. С. Старостин
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние полстолетия в переводе ключевых концептов развитых восточных цивилизаций на язык современной западной науки, их понимание до сих пор остается в значительной степени поверхностным, что связано, во-первых, с недостаточным вниманием исследователей к целому ряду важнейших памятников восточной мысли (как правило, за счет механистического помещения их в число «второразрядных»), во-вторых, с отсутствием системно-энциклопедического подхода к рассматриваемой тематике, который может быть выработан лишь в постоянно функционирующей исследовательской среде в рамках долгосрочных рабочих проектов. В связи с этим Лаборатория востоковедения в 2018 г. продолжает разработку новых форматов описания базовой терминологии китайской и японской цивилизаций, сочетающих строгий научный подход с доступностью изложения и тем самым позволяющих глубже проникнуть в «культурный код» великих восточных цивилизаций не только узким специалистам, но и широким кругам общественности.
В рамках исследования Лаборатория решает ряд конкретных задач, связанных общей фундаментальной целью:
- в области китайской филологии: перевод и лингвофилологическое исследование ряда классических памятников, в том числе натурфилософского трактата «Синь юй» (II в. до н. э.) с созданием на его базе комментированного словаря базовой и культурной терминологии периода Ранняя Хань; перевод, историко-лингвистическое и культурологическое исследование отдельных разделов классических памятников китайской лексико¬графии, имеющих важнейшее значение для складывания филологической традиции в Китае (первый крупный толковый словарь китайской иероглифики «Шовэнь цзецзы», I в. н. э.; первый крупный диалектологический словарь китайского языка «Фанъянь», I в. н. э.); пополнение на основе проведенной работы имеющихся в распоряжении Лаборатории востоковедения цифровых ресурсов по лексике классического китайского языка;
- в области японской филологии: выявление и описание основных категорий японской культуры, которые имеют отношение к дихотомии власти и общества. Область исследований охватывает период начиная с эпохи Камакура (XIV-XV вв.) с его господством буддийского мировоззрения, затем фокусируется на периоде перехода к конфуцианской картине мира (XVI-XVII вв.), когда вырабатывается язык для описания региональных особенностей Японии; особое внимание обращается на язык описания отношений человека и власти в его гендерном измерении (период Мэйдзи). Послевоенная культура Японии представлена в исследовании этнологи¬ческого дискурса, который входит составной частью в официальную идеологию. Параллельно с теоретическим исследованием в практическом плане планируется перевод и комментарий буддийских средневековых текстов эпохи Камакура; сред¬невекового трактата «Дзинкокуки»; отрывков из учебной и дидактической литературы эпохи Мэйдзи.
Основные ожидаемые результаты исследования:
а) ввод в научный обиход и раскрытие исторической значимости классических текстов китайской, японской, цивилизаций, ранее недоступных отечественным читателям и специалистам;
б) апробация новых словарных структур для описания древних языков, учитывающих основные достижения современной лингвистической теории;
в) разработка методологии построения «культурного тезауруса» для отдельно взятой подобласти той или иной восточной культуры (принципы отбора материала, построения метаязыка описания, детализации комментария и т. п.).
Руководитель темы: Старостин Георгий Сергеевич, доц., к.ф.н., директор Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
— хотя бы минимальный опыт работы с классическими письменными памятниками Китая или Японии;
— знание на продвинутом уровне хотя бы одного классического языка (древне-китайский, классический японский);
— желательно (но не обязательно) наличие публикаций по классическому востоковедению;
— обязательно владение английским языком на уровне подготовки докладов на конференциях и статей для международных изданий.
Проект 5. Категория повседневности в историческом сознании в Новое время Руководитель темы: : М.С. Неклюдова
Открытие «повседневности» стало одной из поворотных точек в развитии историко-культурного знания второй половины XX в. Этот процесс в разной мере затронул многие европейские страны, включая Россию. При всех национальных вариациях изучение повседневности внутреннее противостоит «большой истории», демократизируя ее, сосредотачиваясь на том, что раньше относилось к области антропологического или анекдотического знания: бытовом поведении, частной жизни, приватных отношениях, массовых представлениях и репрезентациях. В исследовании предлагается проследить некоторые этапы формирования концепции «повседневности» в европейском сознании Нового времени, и ее влияние на исторические представления разных эпох. В качестве объекта исследования выступает корпус повествовательных текстов и визуальных материалов, связанных с реперными точками формирования концепции «повседневности» в исторической и интеллектуальной культуре Нового времени, от нормативных рекомендаций по моделированию общественного поведения вплоть до частных саморепрезентаций в различных медиа.
В процессе работы над проектом предполагается выделить основные исторические этапы обращения к повседневности как к объекту исторического или художественного повествования:
1. Проанализировать «структуры повседневности» на материалах разных эпох, чтобы выявить базовые параметры, которые позволяют отличать повседневность от «неповседневности»;
2. Рассмотреть категорию «повседневности» как альтернативу доминирующим представлениям о «большой Истории» в разных ее видах (провиденциальной, идеологической, и проч.).
3. Представить конкретные кейсы, иллюстрирующие гипотетически постулируемые перемены.
Руководитель проекта: Неклюдова Мария Сергеевна, Ph.D., заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ШАГИ РАНХиГС, зав. лаборатории культурно-исторических исследований ШАГИ РАНХиГС.
Требования к кандидатам:
- специализация по истории и литературе (истории культуры) Нового времени (вплоть до своременности), с углубленным знанием одной из европейских культур (включая русскую);
- свободное чтение научной литературы на европейских языках; желательно хорошее владение одним иностранным языком.
- наличие научных публикаций по теме исследования или близких к завершению исследовательских проектов.
Проект 6. Лаборатория как институциональная и художественная структура в театральном искусстве ХХ-ХХI в (советский и российский контексты) Руководитель темы: Ю.Г. Лидерман
Начиная с 1960-х гг. в Европе, а со второй половины 1980-х в России получает распространение “лабораторный” театр и различные формы организации работы трупп / художественных групп, направленные на дистанцирование (от общественной, художественной жизни), изоляцию, непубличность как самой “лабораторной” работы, так и ее результатов. С другой стороны, “лабораторный” формат позволял на рубеже 1980–90х гг. состояться проектам (как, например, театр “Школа драматического искусства” п/р А. Васильева, театр “Около дома Станиславского” п/р Ю. Погребничко, театр Б. Понизовского), в центре которых находились проблемы антропологического эксперимента, альтернативных форм религиозности, этики, социальных структур, взаимодействия с историей и историческим документом и проч. Экспериментальный театр рубежа 1980–90-х гг. приходит к организационным принципам лаборатории, как наиболее соответствующей целям и характеру его работы. Сегодня, спустя несколько десятилетий, мы можем поставить следующие вопросы: какова судьба лаборатории в 1990–2000-х гг.? Сохранились ли ее принципы (особые этические нормы, политика самоисключения и т. д.) в современном театре? И один из главных: как происходит поиск организационных принципов современным экспериментальным театром?
На протяжении ХХ века, в истории театра рассмотрение структур и типов связи художественных коллективов (групп, труп, лабораторий, школ) оказывалось сюжетом, дополнительным по отношению к рассмотрению самих “спектаклей”, произведений, то есть, результатов, демонстрирующихся публике. Совместное рассмотрение организационных и художественных форм открывает новые методологические возможности для написания истории отечественного искусства ХХ века.
Основная цель исследования – провести комплексный анализ непубличных (лабораторных) форм коллективной перформативной деятельности. Выявить причины и механизмы отказа от “работы для зрителя”, целью которой является создание спектакля. Рассмотреть динамику означивания целей театральных коллективов в манифестах, публичных высказываниях, теоретических трактатах и т.д. Проследить “судьбу” лабораторной формы организации художественных коллективов в актуальном пространстве культуры.
Объект исследования: лабораторная форма художественной работы в русском театре ХХ–ХХI вв. типы лабораторной работы, группового освоения метода, ритуалов включения новых участников в художественные коллективы, манифестаций принципов и целей лабораторий.
Работа над НИР включает несколько направлений:
1) выявление и изучение архивных и опубликованных источников;
2) разработка “сценария” для интервьюирования носителей лабораторного опыта;
3) собственно исследование, в ходе которого используются методы социологии искусства и истории культуры, в том числе сравнительный типологический анализ.
Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, к.кульрологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ.
Требования к кандидатам:
- опыт участия в исследованиях перформативных практик и знакомство с современными теориями.
- свободное чтение научной литературы на английском языке.
- наличие публикаций по теме исследования.
Проект 7. Современный город в «культурных текстах» и уличных практиках Руководитель темы: : Н.В. Петров
Проект посвящен исследованию «культурных текстов» и уличных практик современного города, которые прямо влияют на стиль жизни горожан, на их социальные коммуникации, на восприятие города и горожан как «изнутри» (жители города), так и со стороны. Исследование учитывает аспекты развития и изменчивости городской среды, порождающей эти тексты и практики, включает их детальную фиксацию и антропологическое описание (от митингов до ритуализованного поведения в публичных местах), а также анализ медиа-инструментов, благодаря которым они распространяются. Итоговая цель состоит в том, чтобы увидеть «смысл» вернакулярных высказываний и акциональных сообщений («какое послание содержит данный текст»), включая причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими текстами и поведенческими реакциями»).
Разделы темы:
1. Мониторинг «актуального фольклора».
2. Современный мегаполис в устных рассказах и неинституализированных ритуалах.
3. Языковой аспект локального самосознания.
Объект исследования – «культурные тексты» и вернакулярные практики города. Детально рассматривается картина мира в урбанистическом дискурсе, продолжается мониторинг «актуального фольклора», анализируется локальное самосознание в языке и «культурных текстах». Особое внимание уделяется трансмиссии фольклорных / постфольклорных / парафольклорных форм; отдельного изучения требует современный политический фольклор и особенности саморефлексии локальных сообществ. В фокусе внимания исследования находится культурная память в городе и понятие городского текста, а также структура и изменение ролевых, реконструкторских и неоязыческих сообщества и городе; иллюзорные миры и медиумические практики в культурной традиции.
Мониторинг актуального фольклора представляет собой программу, направленную на систематический анализ современных текстов, которые возникают как реакция на общественные, политические, экономические события и опосредованно отражают точку зрения участников социальной коммуникации, причем рецепция события, выраженная в этих текстах, может реально провоцировать участников коммуникации на определенные действия. Одной из важнейших характеристик «актуального фольклора» является его чрезвычайно высокая продуктивность и быстрота текстопорождения, а для понимания механизмов данной традиции необходимо изучение ее форм в контексте соответствующих коммуникативных ситуаций.
Планируется проверить следующие гипотезы:
1. Образование определенных индексов (устойчивые фразы, отсылающие к событию) «программируют» фольклорную реакцию на актуальное событие и ускоряют распространение реакции на него.
2. При возникновении тематически схожих событий индексы немедленно включаются в состав текстов новой фольклорной реакции, обеспечивая преемственность интерпретаций.
3. Язык вернакулярных нарративов города функционирует, во-первых, как средство инкорпорации людей в пространство, в коммьюнити, во-вторых, как язык легитимации объекта, который не вписывается в культурный облик города.
4. Районы с изменяющимися границами в пределах мегаполиса конструируются системой идентификационных текстов, отсылающих к коллективной памяти и актуализирующихся на специальных форумах.
5. Вариативность названий горожан (катойконимов), входящая в знание локального урбанистического сообщества, обусловливает два разнонаправленных речевых явления: дифференциацию вариантов и их смешение.
Исследование «городских текстов» (в широком, семиотическом понимании данного выражения) предполагает использование опыта теоретической (традиционной и современной) фольклористики, причем упор делается на дигитальную составляющую: работу с корпусами текстов, в том числе мультимедийными, добычу и обработку сетевых данных, статистический анализ и визуализацию. Обращение к методам антропологии, социологии и лингвистики необходимо для установления взаимосвязей между фольклорными формами, социальной реальностью и языком, а методы «полевого обследования» традиции позволяют прояснить смысл рассмативаемого знака. Формализованное описание содержания текста проводится с помощью контент-анализа, социальный контекст дискурсивных явлений изучается при помощи критического дискурс-анализа, а определение сроков жизнедеятельности текста, уровня интереса к нему, скорости его распространения, корреляции между признаками текста и признаками его носителей требуют работы на больших объемах информации и применения количественных методов, в частности, статистического инструментария на основании базы данных; наконец, уточнение форм бытования текстов проводится на основании методов включенного наблюдения и насыщенного описания.
Руководитель проекта: Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН.
Требования к кандидатам: учитывается опыт кандидатов, связанный со сбором интервью в городских условиях; значимым фактором также является опыт участия кандидатов в проектах, направленных на улучшение городской среды.
Проект 8. Проблема соотношения прошлого и настоящего в современных теориях исторического и социального времени Руководитель темы: : А. А. Олейников
Исследование будет посвящено изучению проблем, которые находятся в ведении сразу нескольких гуманитарных и социально-научных дисциплин (в первую очередь, теории истории, политической теории, социологии и антропологии) и характеризуют современный способ переживания значимых культурных и социальных изменений, происходящих в историческом времени. В последнее время все громче звучат голоса тех ученых, кто утверждает, что современный «режим историчности» (термин французского теоретика истории Франсуа Артога) решительно отличается от того, который утвердился на рубеже XVIII-XIX веков, вызвав ощущение качественного разрыва между предшествующим опытом и ожидаемыми переменами в будущем, способствуя вере в неуклонный прогресс человечества. Сегодня, по словам немецкого социолога Хартмута Розы, мы, напротив, переживаем своего рода «детемпорализацию» истории, означающую, что течение времени само по себе не приносит качественных исторических изменений и не производит различия между прошлым и настоящим. Становится все очевиднее, что это основополагающее для исторического сознания модерна различие является продуктом определенной «политики времени» (термин немецкого антрополога Йоханнеса Фабиана), которая избирательно определяет степень актуальности тех или иных событий или процессов. Однако в любом случае такая политика мотивируется ощущением неполноты и незавершенности настоящего, которое оказывается принципиальным образом несинхронно, несовременно самому себе. Это обстоятельство открывает путь для присутствия истории в самой ткани настоящего – того феномена, который был в свое время описан Эрнстом Блохом как «современность несовременного». Именно это парадоксальное присутствие прошлого и истории внутри нынешней современности и является предметом предлагаемого исследования.
Задачи исследования:
1. Показать недостаточность определения современного режима историчности как «презентистского»;
2. Продемонстрировать способы присутствия истории в нынешней современности;
3. Показать продуктивность «политики времени» как способа анализа видов современной темпоральности;
4. Определить и описать господствующие сегодня способы управления временем в гуманитарных и социальных дисциплинах;
5. Проанализировать преимущества и недостатки акселерационисткого подхода к описанию темпоральных режимов современности;
6. Описать позднесоветсткие и постсоветские режимы исторической темпоральности;
7. Проанализировать материальное содержание господствующих сегодня темпоральных режимов;
8. Проанализировать темпоральную логику, действующую внутри политических проектов, нацеленных на восстановление исторической справедливости.
Руководитель проекта: Олейников Андрей Андреевич, к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН
Требования к кандидатам:
- свободное чтение научной литературы на английском языке
- наличие публикаций по теме исследования
Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.comдо 27 ноября 2017 года (включительно)