Образование

В 1973 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ, в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблема времени в «Божественной Комедии» Данте», в 1992 г. – докторскую диссертацию на тему «Происхождение средневековой европейской драмы». 

Научные интересы

История литератур Италии, Франции, Испании, Англии, сравнительное литературоведение, историческая поэтика, теория литературы, проблемы культурологии.

Основные научные публикации

Монографии

1. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения (совместно с Р.И.Хлодовским). М., Наука, 1988. С. 294. (М.Л.Андреевым написаны главы «Ариосто и ренессансный рыцарский роман», с. 117 – 141; «Комедия. Жанр и его судьба», с. 176 –220; «Трагедия в системе возрожденческих стилей», с. 221 – 245; «Эпический опыт Тассо. Рыцарский роман и героическая поэма», с. 246 – 266; «Литературная теория и самосознание литературы», с. 267 – 286).

2. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление. (X-XIII в.). М., Искусство. 1989. С. 215.

3. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., Наука - Наследие, 1993. С. 255.

4. Литература Италии. Темы и персонажи. М., РГГУ, 2008. С. 415. [Рецензия: Чеснокова Т.Г. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филологическое образование». 2009, 2 (3). С. 136 - 141].

5. Классическая европейская комедия: структура и формы. М., РГГУ, 2011. С. 234. [Рецензия: Пешков И. Шекспир как теоретик комедии и перипетии классического жанра // НЛО, 2014, № 130. С. 351 - 359]. Микромонографии

6. Метасюжет в театре Островского. М., РГГУ, 1995. С. 27.

7. Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации. М., РГГУ, 1997. С. 40.

8. На границах комедии. М., РГГУ, 2002. С. 32.

9. Второе рождение нормативной поэтики. М., ГУ-ВШЭ, 2003. С. 30.

10. Формы прошлого в классической европейской литературе. М., ГУ-ВШЭ, 2004. С. 29.

11. Испанский вариант. Комедия Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона. М., РГГУ, 2006. С. 35.

12. Никколо Макьявелли в культуре Возрождения. М., ГУ-ВШЭ, 2008. С. 33.

13. Бенедетто Кроче, последний классик. М., ГУ-ВШЭ, 2015. С. 19. Статьи в коллективных трудах и научной периодике

14. Вечность в «Божественной Комедии» // Вестник МГУ. Филология, 1977, №. 1. С. 17 - 27.

15. Время и вечность в «Божественной Комедии» // Дантовские чтения. М., 1979. С. 156 - 212.

16. «Божественная Комедия» Данте в зарубежной критике 70-х годов (Обзор) // Современные исследования по литературе Средних веков и Возрождения. Реферативный сборник. М., 1979. С. 104 - 123.

17. Италия глазами «откровенных рассказчиков» // Современная художественная литература за рубежом. 1980, № 1. С. 63 – 66.

18. Итальянская трагедия Возрождения и ragion di stato // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 76 - 86.

19. Фердинандо Камон и смеховая традиция // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., Наука, 1982. С. 164 - 200.

20. Трагедия Альбертино Муссато «Эцеринида» // Художественный язык Средневековья. М., Наука, 1982. С. 40 - 60.

21. Il primo Rinascimento italiano nella critica sovietica degli anni 1960-1970 // Il Rinascimento. Aspetti e problemi attuali. Firenze, Leo S. Olschki, 1982. P. 185 - 194.

22. От Де Санктиса до Кроче. Проблема Возрождения в итальянском литературоведении конца XIX - начала XX в. // Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX - начала XX века. М., Наука, 1982. С. 257 - 291.

23. «Два Менехма» Плавта и структуры комедии итальянского Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. С. 172 - 180.

24. Хротсвита и Теренций. Структура паллиаты в средневековой интерпретации // Античная культура и современная наука. М., Наука, 1984. С. 201 - 206.

25. La struttura del «Filocolo» // Cultura meridionale e letteratura italiana. I modelli narrativi dell'età moderna. Napoli, Loffredo, 1985. P. 39 - 50.

26. Принцип ансамбля в поэтике «Неистового Орландо». К проблеме универсального стиля в литературе и искусстве Высокого Возрождения // Рафаэль и его время. М., Наука, 1986. С. 211 - 217.

27. Социальная проблематика в комедии итальянского Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., Наука, 1986. С. 138 - 144.

28. Renaissance meeting - 89: впечатления участника // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т.48, № 6, 1989. С. 568 - 570.

29. La cultura del Rinascimento italiano nella critica sovietica degli anni Ottanta // Lingua e letteratura italiana nel mondo oggi. Firenze, Leo S. Olschki, 1991. V. II. P. 365 - 374.

30. Три «Меропы». Барочная трагедия в Италии между маньеризмом и классицизмом // Суфлер. Журнал зарубежной драматургии, 1991, №. 1. С. 234 - 261.

31. Беатриче Данте и Маргарита Булгакова // Дантовские чтения-1990. М., 1993. С. 148 - 154.

32. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. Начальный период // Культура Возрождения и средние века. М., Наука, 1993. С. 165 - 172.

33. Рыцарский роман в эпоху Возрождения // От мифа к литературе. Сб. в честь 75-летия Е.М.Мелетинского. М., РГГУ, 1993. С. 312 - 320.

34. Il romanzo cavalleresco nel Rinascimento // Esperienze letterarie. 1994. N. 1. P. 3 - 13.

35. Античность в «Божественной Комедии» Данте // Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1992», вып. XXV, М., 1994. С. 71 - 76.

36. Категории поэтики в смене литературных эпох (в соавторстве с С.С.Аверинцевым, М.Л.Гаспаровым, П.А.Гринцером, А.В.Михайловым) // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., Наследие, 1994. С. 23 - 32.

37. Итальянское Возрождение: от стиля к жанру // Там же. С. 297 - 325.

38. Начало новоевропейской комедии // Arbor mundi, 1994, № 3. С. 9 - 24.

39. Второе рождение европейской драмы // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., Наследие, 1994. С. 27 - 44.

40. Культура Возрождения // Вестник гуманитарной науки, 5 (25) 1995. С. 34 - 36.

41. Поэт и поэтика в «Божественной Комедии» // Arbor mundi, 1997, № 5. С. 29 - 36.

42. Итальянское Возрождение как зеркало русского нигилизма // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., Наука, 1997. С. 257 - 261.

43. «Малая» поэзия Данте // Arbor mundi, 1998, № 6. С. 190 - 198.

44. Семиотика «Новой жизни» // Другие средние века. К 75-летию А.Я.Гуревича. М. - СПб., Университетская книга, 2000. С. 13 - 18.

45. Латинская литература в Италии (VI - XII вв.) и начало письменности на вольгаре // История литературы Италии. Т. I. Средние века. М., Наследие, 2000. С. 87 - 108.

46. У истоков городской литературы // Там же. С. 243 - 280.

47. Данте // Там же. С. 307 - 366.

48. Городская литература Треченто // Там же. С. 367 - 381, 389 - 397.

49. Оскар Уайльд и границы комедии // Arbor mundi, 2001, № 8. С. 113 - 120.

50. Коммин и Макьявелли. К проблеме семантических границ Возрождения // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., Наследие, 2001. С. 32 - 51.

51. «В сюжетах у Мольера недостатка не будет...» // Человек - Культура - История. В честь 70-летия Л.М. Баткина. М., РГГУ, 2002. С. 262 - 271.

52. Il personaggio e l’intreccio nel teatro di Ostrovskij // Il personaggio in letteratura. Napoli, Edizioni scientifiche italiane, 2004. P. 233 – 239.

53. Поэтика прошлого // Феномен прошлого. М., ГУ-ВШЭ, 2005. С. 67 – 95.

54. Комедии Шекспира в истории жанровых форм // Театр и театральность в культуре Возрождения. М., Наука, 2005 С. 172 – 181.

55. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2005. Т. 1. С. 84 – 97.

56. У истоков драмы: Драматическая пастораль // Стих, язык, поэзия. Памяти М.Л. Гаспарова. М. РГГУ, 2006. С. 103 – 112.

57. Введение. Первый век Ренессанса // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007. С. 7 – 36.

58. Гуманистическая комедия // Там же. С. 322 – 330.

59. Лоренцо Медичи // Там же. С. 439 – 463.

60. Луиджи Пульчи // Там же. С. 464 – 481. 61. Маттео Мария Боярдо // Там же. С. 515 – 533.

62. Dante in Russia // Semicerchio. Rivista di poesia comparata, XXXVI (2007/1). P. 29 – 31.

63. Комедия в драме Чехова // Вопросы литературы, май - июнь 2008. С. 120 – 134.

64. Новые русские переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М.Л.Гаспарова // Новое литературное обозрение, 2008, № 92. С. 120 – 124.

65. От романа к эпосу: судьба эпической поэмы в эпоху Возрождения // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., Наука, 2008. С. 162 – 172.

66. Испанская комедия во французском изводе: Корнель // Arbor mundi, 2009 № 15. С. 28 – 38.

67. Введение. Возрождение: век второй // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн.2. Чинквеченто. М., ИМЛИ РАН, 2010. С. 5 – 21.

68. Лудовико Ариосто // Там же. С. 79 – 109.

69. Никколо Макьявелли // Там же. С. 110 – 136.

70. Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения // Там же. С. 137 – 156.

71. Комедия // Там же. С. 425 – 443.

72. Трагедия и пасторальная драма // Там же. С. 444 – 467.

73. Эпическая поэзия // Там же. С. 468 – 476.

74. Макароническая поэзия [раздел 2: Теофило Фоленго] // Там же. С. 485 – 494.

75. Поэтика и литературная критика // Там же. С. 503 – 524.

76. Торквато Тассо // Там же. С. 577 – 604.

77. Пьетро Метастазио: между трагедией и комедией // Arbor mundi, 2010, № 17. С. 62 – 80.

78. [Обсуждение доклада М.Андреева «Сравнительный метод в контексте исторической поэтики»] // Вопросы литературы, июль – август 2011. С. 237 – 243, 244 – 246, 248, 250.

79. Il Rinascimento italiano come specchio del nichilismo russo // Rinascimento e antirinascimento. Firenze nella cultura russa fra Otto e Novecento / A cura di L.Tonini. Firenze, Leo S. Olschki, 2012. P. 45 – 51.

80. Драматургия Сейченто // История литературы Италии. Т. 3. Барокко и Просвещение. М., ИМЛИ РАН, 2012. С. 260 – 275.

81. Пьетро Метастазио // Там же. С. 427 - 451.

82. Карло Гольдони // Там же. С. 480 – 510.

83. Карло Гоцци // Там же. С. 511 – 535.

84. «Декамерон» в свете исторической поэтики // Arbor mundi, 2014, № 20. С. 133 – 162.

85. L’unità narrativa nell’Orlando Furioso // Italianistica. Rivista di letteratura italiana. Anno XLIV, n. 1, gennaio- aprile 2015. P. 61 – 72.

86. М.Л.Гаспаров – переводчик Ариосто // Вопросы литературы, № 5, сентябрь – октябрь 2015. С. 25 – 31. (То же в кн.: Вольность и точность. Гаспаровские чтения – 2014. М., РГГУ, 2015. С. 65 – 69).

87. Гуревич versus Баткин. Спор двух эпистемологий // Одиссей: человек в истории. 2015. С. 5 – 11.

88. Об одном полуприсутствии в смеховом мире бахтинского «Рабле» // Вопросы литературы, № 6, ноябрь – декабрь 2015. С. 211 – 218.

89. Пять типов классической комедии // Вопросы литературы, март – апрель 2016, № 2, С. 190 – 220. 90. Зарубежная литература: что и зачем изучаем? // Труды Отделения историко-филологических наук РАН-2015. М., Наука, 2016. С. 18 – 22.

91. Сюжетика фарса // Вестник РГГУ. № 6 (15). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». Arbor mundi. 2016, № 22. С. 120 – 135.

92. Бенедетто Кроче // История литературы Италии. Т. 4. Кн. 1. От классицизма к футуризму. М., ИМЛИ РАН, 2016. С. 640 – 657. Учебные пособия

93. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. Античность – Средневековье – Возрождение. Курс лекций. М., РГГУ, 1998. С. 319 - 411. Комментированные издания текстов

94. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., изд-во Моск. ун-та, 1980 («Университетская библиотека»). Италия (составление) Примечания. С. 501 - 530.

95. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1982 послесловия и примечания. С. 453 - 492.

96. Новеллино. М., Наука, 1984 («Литературные памятники») Подготовка издания. примечания. С. 253 - 317.

97. Ариосто Л. Неистовый Роланд. М., Наука, 1993 («Литературные памятники») Подготовка издания. Примечания. Т. I. С. 540 - 570; т. II. С. 481 - 505. (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2009. Т. 1. С. 590 – 618; т. 2. С. 599 – 618; т. 3. С. 546 - 577).

98. Итальянская комедия Возрождения. М., Художественная литература, 1999 («Литература эпохи Возрождения») Примечания. С. 526 - 529, 538 - 542.

99. Боккаччо Дж. Декамерон. М., НФ «Пушкинская библиотека» - АСТ, 2003. Примечания. С. 699 – 738.

100. Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., НФ «Пушкинская библиотека» - АСТ, 2004. Составление. Примечания. С. 717 – 818.

101. Боккаччо Дж. Декамерон. СПб.: Вита Нова, 2010. Примечания. Т. 1. С. 313 – 333; т. 2. С. 311 – 326; т. 3. С. 303 – 313. Предисловия, послесловия

102. Мир без слов // Камон Ф. Пятое сословие. Жизнь вечная. М., Прогресс, 1977. С. 5 - 14.

103. «Новеллино» в истории итальянской литературы и европейской новеллы // Новеллино. М., Наука, 1984. С. 219 - 252.

104. Данте и его творчество // Данте. Божественная Комедия. Ад. М., Художественная литература, 1986. С. 5 - 18.

105. Веселовский о Возрождении // Боккаччо Дж. Декамерон. М., Наука, 1992. Т. 2. С. 340 - 346.

106. Ариосто и его поэма // Ариосто Л. Неистовый Роланд. М., Наука, 1993. Т. I. С.489 – 537 (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2009. Т. 1. С. 490 - 555).

107. Дживелегов - историк итальянского Возрождения. Послесловие // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М., ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. Т. 2. С. 340 - 350.

108. Путь Данте // Данте Алигьери. Божественная Комедия. Новая жизнь. М., НФ «Пушкинская библиотека» - АСТ, 2002. С. 5 - 16.

109. «Божественная Комедия» // Данте Алигьери. Божественная Комедия: В 3 т. СПб., Вита Нова, 2002. Т. 3. С. 274 – 285 (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2006. Т. 3. С. 267 – 278).

110. Слово и дело Никколо Макьявелли // Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., НФ «Пушкинская библиотека» - АСТ, 2004. С. 5 – 18 (2 изд.: Макьявелли Н. Государь. Избранные сочинения. СПб., Вита Нова, 2016. С. 289 – 299).

111. За кулисами // Гольдони К. Импресарио из Смирны. М., Рудомино, 2009. С. 117 – 121; Dietro le quinte // Ibid. P. 217 – 222.

112. Несколько слов о Гаспарове-переводчике // «Двойной венец». Эпос и драма латинского Средневековья в переводах М.Л. Гаспарова. М., РГГУ, 2012. С. 7 – 17. Переводы

113. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., РОССПЭН, 2000. С. 29 - 269. 1

14. Шатне М. Дю. Жан Батист де Траверсе, министр флота российского. М., Наука, 2003. С. 27 – 412. Руководство научными изданиями

115. Кроче Б. Теория и история историографии. М., Языки русской культуры, 1998 (научн. редактор).

116. История литературы Италии. Т. I. Средние века. М., Наследие, 2000 (гл. редактор издания, отв. редактор тома).

117. Топорова А.В. Ранняя итальянская лирика. М., Наследие, 2001 (отв. редактор).

118. Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., Наследие, 2001 (отв. редактор).

119. Человек - Культура - История. В честь 70-летия Л.М. Баткина. М., РГГУ, 2002 (составитель).

120. Мартурель Ж. Тирант Белый. М., Ладомир («Литературные памятники»), 2005 (отв. редактор).

121. История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007 (гл. редактор издания, отв. редактор тома).

122. Хлодовский Р.И. Италия и художественная классика России. М., ИМЛИ РАН, 2008 (отв. редактор).

123. История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн.2. Чинквеченто. М., ИМЛИ РАН, 2010 (гл. редактор издания, отв. редактор тома).

124. Песнь о крестовом походе против альбигойцев. М., Ладомир («Литературные памятники»), 2011 (отв. редактор).

125. Двойной венец». Эпос и драма латинского Средневековья в переводах М.Л. Гаспарова. М., РГГУ («Библиотека Arbor mundi»), 2012 (составитель).

126. История литературы Италии. Т. 3. Барокко и Просвещение. М., ИМЛИ РАН, 2012 (гл. редактор издания, отв. редактор тома).

127. Савонарола Дж. Проповеди на книгу пророка Аггея. М., Наука («Литературные памятники»), 2014 (отв.редактор).

128. Альгаротти Ф. Путешествие в Россию. СПб., Наука («Литературные памятники»), 2014 (отв.редактор).

129. История литературы Италии. Т. 4. Кн. 1. От классицизма к футуризму. М., ИМЛИ РАН, 2016 (гл. редактор издания).

Дополнительные сведения

Сотрудник

Михаил Андреев
Михаил Андреев

Должность

Заведующий лабораторией историко-литературных исследований

Научная степень

Доктор филологических наук